РУС БЕЛ ENG

Цель деятельности СППС

Социально-педагогическая и психологическая служба (далее – СППС) обеспечивает социально-педагогическую поддержку воспитанникам и оказывает им психологическую помощь.

 Целью деятельности СППС является содействие социальной адаптации воспитанников и оптимизация образовательного процесса. В задачи службы входит обеспечение социально-педагогической поддержки и оказание психологической помощи субъектам образовательного процесса по вопросам развития, воспитания, обучения и социализации воспитанников, защиты их прав и законных интересов.

Направления профессиональной деятельности специалистов СППС:

 Информационно-аналитическая деятельность – изучение и анализ положения детей в учреждении образования, сбор информации о несовершеннолетних и их семьях, формирование банков данных всех категорий, анализ полученных данных; сбор данных о социальной инфраструктуре микрорайона яслей-сада, анализ полученных данных, составление социально-педагогической характеристики микрорайона учреждения образования и др.

 Профилактико-просветительская деятельность:

  • по повышению психолого-педагогической и правовой культуры педагогов и родителей;
  • профилактике насилия в отношении несовершеннолетних,
  • по вопросам развития и социализации личности;
  • по тематическим дням.

 Формы работы:

  • выступления на родительских собраниях, педагогических советах;
  • взаимодействие с субъектами профилактики по защите прав и законных интересов несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении.

Диагностическая деятельность – это психолого-педагогическое изучение индивидуальных особенностей личности несовершеннолетних, взаимодействия со сверстниками, изучение социальной ситуации развития в целях организации индивидуального подхода в воспитательном процессе, определения стиля педагогического взаимодействия с детьми; изучение социально-психологического климата коллектива; изучение состояния детско-родительских отношений, внутрисемейной обстановки; выявление несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении.

Коррекционно-развивающая деятельность – это адаптационные мероприятия, коррекция эмоционально-поведенческих нарушений, мероприятия, направленные на развитие личности, ее самосовершенствование и социализацию.

Консультационная деятельность – это проведение консультаций с родителями, педагогами.

Охранно-защитная деятельность – это изучение положения детей в семье, выявление и устранение причин и факторов, угрожающих благополучию, здоровью и жизни, с использованием критериев и показателей социально опасного положения несовершеннолетних, защита прав и законных интересов детей в различных правоохранительных и правозащитных органах и организациях; взаимодействие с органами, осуществляющими профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, учреждениями и организациями, занимающимися вопросами защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, социальными институтами, занимающимися вопросами социализации.

Методическая деятельность – это участие в работе педагогических советов, разработка или подборка методических рекомендаций, памяток, материалов для тематических выступлений, оформления стендов для различных категорий и др.

Работа по повышению профессионального уровня – это работа по самообразованию; повышение квалификации; аттестация; изучение и обобщение лучшего психолого-педагогического опыта.

Основные понятия, используемые в работе педагогов СППС учреждений образования с семьей

Несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении, - лицо в возрасте до восемнадцати лет, которое вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушения или иные антиобщественные действия. (Закон Республики Беларусь «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 31.05.2003 г. №200-З)

К несовершеннолетним, находящимся в социально опасном положении, относятся несовершеннолетние, которые:

  • воспитываются в семье, где родители или иные законные представители не исполняют или ненадлежащим образом исполняют свои обязанности по воспитанию, обучению или содержанию несовершеннолетних детей, либо отрицательно влияют на их поведение, либо жестоко обращаются с ними, вовлекают в преступную деятельность, приобщают к спиртным напиткам, немедицинскому употреблению наркотических, токсических, психотропных и других сильнодействующих, одурманивающих веществ, принуждают к занятию проституцией, попрошайничеством, азартными играми;
  • вследствие безнадзорности или беспризорности находятся в обстановке, представляющей опасность для их жизни и здоровья либо не отвечающей требованиям к их воспитанию или содержанию, либо совершают правонарушения или антиобщественные действия;
  • являются жертвами физического, психического или иного вида насилия;
  • пострадали в результате военных действий, природных или техногенных аварий, бедствий, катастроф;
  • оказались в других неблагоприятных условиях, экстремальных ситуациях.

Инструкция «О порядке выявления несовершеннолетних, нуждающихся в государственной защите», утвержденная постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 28.07.2004 г. №47, (в редакции Постановления Министерства образования Республики Беларусь от 05.05.2007 г. № 30, с изменениями и дополнениями от 14.07.2009 № 48, от 25.07.2011г. № 117 (далее Инструкция).

Семья, находящаяся в социально опасном положении, - семья, несовершеннолетние члены которой находятся в социально опасном положении, а также семья, где родители, усыновители, опекуны или попечители несовершеннолетних не исполняют или ненадлежащим образом исполняют свои обязанности по воспитанию, обучению или содержанию несовершеннолетних, либо отрицательно влияют на их поведение, либо жестоко обращаются с ними.

Закон Республики Беларусь «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 31.05.2003 г. №200-З, который дополнен статьей 301 «Нахождение несовершеннолетних в возрасте до шестнадцати лет в ночное время вне жилища»

К несовершеннолетним, нуждающимся в государственной защите, относятся:

  • дети-сироты;
  • дети, оставшиеся без попечения родителей;
  • несовершеннолетние, признанные КДН или органом опеки и попечительства нуждающимися в государственной защите из числа несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении (Инструкция).

Декрет Президента Республики Беларусь "О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях" от 24.11.2006 № 18

Декрет Президента Республики Беларусь "О неотложных мерах по противодействию незаконному обороту наркотиков" от 28.12.2014 № 6

Закон Республики Беларусь "О правах ребёнка" от 19.11.1993 № 2570-XII (ред. от 19.05.2022)

Закон Республики Беларусь «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»  от 31.05.2003 № 200-3

Кодекс Республики Беларусь об образовании от 13.01.2011 (извлечение)

Постановление Совета Министров Республики Беларусь "Об утверждении Положения о порядке комплексной реабилитации несовершеннолетних, потребление которыми наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических ..." от 27.06.2017 № 487

Постановление Министерства образования Республики Беларусь «Об утверждении инструкции о порядке выявления несовершеннолетних, нуждающихся в государственной защите» от 28.07.2004 № 47 (в ред. от 25.07.2011г. № 117)

Постановление Министерства образования Республики Беларусь "Об утверждении Положения о совете учреждения образования по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" от 27.11.2017 № 146

Постановление Министерства Образования Республики Беларусь Об утверждении Положения о социально-педагогической и психологической службе учреждения образования от 25.07.2011 № 116

Закон Республики Беларусь  «Об оказании психологической помощи» от 01.07.2010 № 153-3

Постановление Советов Министров Республики Беларусь "О признании детей находящимися в социально опасном положении" от 15.01.2019 № 22