Информация к Международному дню глухих
Ещё в 1951 году была создана Всемирная федерация глухонемых, и в честь ее основания учрежден Международный день глухих, отмечаемый ежегодно в последнее воскресенье сентября.
В международный день глухих
Затихнет пусть планета,
И ты попробуй час прожить
Без звуков в мире этом.
Чтоб сердцем смог услышать ты
Людей, живущих рядом,
Тех, кто общается с тобой
Лишь жестом или взглядом.
Я пожелаю в день глухих
Всем людям стать добрее,
И руку помощи подать
Тому, кто нас слабее.
Немного истории
Проблема глухоты является довольно распространенной в мире. И статистика это подтверждает. Каждый девятый житель Земли имеет те или иные нарушения слуха.
История международного сообщества глухих берет свое начало еще в 18 веке во Франции.
У истоков Ассоциации глухих лежит объединение выпускников Парижского института для глухонемых в начале 18 века. Как и большинство учебных заведений, данное училище было создано священнослужителем, а именно аббатом Шарль-Мишелем де л’Эпе. Он не только создал первое в мире специализированное учебное заведение для глухих, но и являлся основоположником жестовой педагогики. Таким образом, была разработана мимическая методика обучения, которая впоследствии и стала способом общения глухонемых.
Услышать неслышное
Каждый из нас видел в транспорте или на улице активно жестикулирующих людей. И наверняка вас при этом охватывало чувство неловкости или стыдливости. Больно сознавать, что рядом с нами живут те, кому никогда не услышать пения птиц, шелеста листвы, журчания ручья, смеха собственного ребенка… Если бы у глухих не было своих переводчиков, то слабая ниточка понимания, которая тянется от таких людей к тем, кто здоров, и вовсе бы оборвалась.
В России около 13 миллионов глухих и слабослышащих. В Беларуси более 10 тысяч инвалидов по слуху. По нормам цивилизованных стран, на каждого глухого приходится по одному сурдопереводчику.
На тысячу инвалидов по слуху в России приходится три сурдопереводчика Хотя в маленькой Финляндии, к примеру, их в сто раз больше (приблизительно на 35 человек – 1 сурдопереводчик).
В Беларуси – приблизительно 1 сурдопереводчик на 100 человек.
Язык глухих сравнивают с китайским: один жест – одно слово. Это язык жестов. Также любое слово можно показать и при помощи пальцевой азбуки. Такая речь называется дактилологией – именно с её помощью глухие говорят на языке той страны, где они живут.
Во многих странах он, по сути, давно стал вторым государственным языком.
Понятие «белорусский жестовый язык» закреплено в Беларуси на законодательном уровне в 2022 году.
Отличительной особенностью белорусского жестового является то, что он сформировался с учетом территориальной принадлежности и культуры в Беларуси. Его не следует рассматривать как переведенный на язык жестов белорусский государственный (словесный) язык. Это самобытный язык, который сформировался в стране «сообществом инвалидов с нарушением слуха».
Услуги сурдопереводчика теперь, в соответствии с новым законодательством, приравнены к социальным услугам, которые оказывают территориальные центры социального обслуживания населения.
Настоящий сурдопереводчик - профессионал этого дела должен быть очень терпеливым и добрым человеком, понимать психологию своих подопечных и относиться к ним с уважением. Судите сами: необходимо «слышать» тех, кто не произносит ни слова, – а значит, во многих случаях нужно слышать сердцем…
Как и во всем мире, в Белаурси, Всемирный день глухих отмечается в последнее воскресенье сентября.
Первые училища для глухих детей были открыты в западных губерниях России. Тут случаи глухонемоты встречались чаще, чем в восточных губерниях. И здесь была более развита школьная сеть.
В г. Пярну еще в 1690 году было создано небольшое частное училище для глухих на благотворительные средства профессоров Тартуского университета. Основателем этого училища был профессор Якоб Вильде.
Первая частная российская школа для глухонемых была открыта в 1802 г. при Александре I. При нем же было основано первое высшее учебное заведение для глухонемых по европейским стандартам.
Школа глухих в Астрахани основана глухонемой учительницей А.В. Тимофеевой 3 сентября 1885 г. Впервые в истории она вошла в систему просвещения лишь в 1886 г. и стала бесплатной для всех глухих детей. И до сего дня в этой школе учителя учат детей не только читать, писать, общаться, используя дактильную азбуку, но и правильно воспринимать мир, развивать собственное "Я". А воспитатели с ними играют, устраивают всевозможные развлекательные мероприятия.
К концу XIX в. в крупнейших городах Белоруссии по образцу уже существовавших училищ в России были открыты «в виде опыта» единичные специальные учебно-воспитательные учреждения для детей с нарушениями слуха, речи и зрения: Минское училище для глухонемых и заикающихся еврейских детей (1880 – 1906 гг.), открытое домашней учительницей, выпускницей минской гимназии С.О. Окунь (в замужестве – Нисневич) и М.Я. Нисневичем; Витебская школа глухонемых (1896 – 1917), созданная слабослышащим выпускником Санкт-Петербургского училища глухонемых И.О.Васютовичем и др. Все они были частными.
Существенную роль в становлении в Беларуси системы обучения и воспитания детей с особенностями сыграло создание в 1925 г. института глухонемых в г. Мстиславле (Могилёвская обл.).
К марту 1945 г. в Беларуси действовало 5 школ для глухонемых (Мстиславль, Бобруйск, Гомель, Ошмяны, Новогрудок).
На сегодняшний день в Беларуси 7 специальных школ-интернатов для учащихся с нарушением слуха, одна из них в Витебске.
Для всех людей с нарушением слуха, в т.ч. и для учащихся таких школ Международный день глухих – настоящий праздник.
Видеопроект «Люди из мира тишины» о жизни и фактах интересных глухих на жестовом языке с субтитрами
Мультфильм «Трудно быть глухим»