Методические рекомендации по созданию и сопровождению приемных и опекунских семей, детских домов семейного типа
УТВЕРЖДАЮ Заместитель |
Методические рекомендации по созданию и сопровождению приемных и опекунских семей, детских домов семейного типа
Общие положения
Настоящие методические рекомендации разработаны в соответствии с Кодексом Республики Беларусь о браке и семье (далее – КоБС), Кодексом Республики Беларусь об образовании (далее – Кодекс об образовании), Законом Республики Беларусь от 19 ноября 1993 г. № 2570-XII «О правах ребенка» (далее – Закон о правах ребенка), Законом Республики Беларусь от 21 декабря 2005 г. № 73-З «О гарантиях по социальной защите детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее – Закон о гарантиях), Положением об органах опеки и попечительства, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28 октября 1999 г. № 1676 (далее – Положение об органах опеки), Положением о порядке организации работы по установлению и осуществлению опеки (попечительства) над несовершеннолетними детьми, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 20 мая 2006 г. № 637 (далее – Положение о порядке установления опеки), Положением о приемной семье, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28 октября 1999 г. № 1678 (далее – Положение о приемной семье), Положением о детском доме семейного типа, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28 февраля 2006 № 289 (далее – Положение о ДДСТ), Положением о социально-педагогическом центре, утвержденным постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 27 ноября 2017 г. № 145 (далее – Положение о СПЦ), и определяют порядок работы структурных подразделений районных, городских исполнительных комитетов, администраций районов в городах, осуществляющих государственно-властные полномочия в сфере образования (далее – управления (отделы) образования), выполняющих функции органов опеки и попечительства, социально-педагогических центров (далее – СПЦ), учреждений образования по созданию и сопровождению опекунских, приемных семей, детских домов семейного типа (далее – ДДСТ), в целях обеспечения надлежащей защиты прав и законных интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее – дети-сироты).
Привлечение кандидатов в опекуны (попечители), приемные родители, родители-воспитатели
Управлениям (отделам) образования ежегодно на основании анализа годовых данных о выявлении детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, количестве восстановлений родителей в родительских правах необходимо прогнозировать потребность в кадрах приемных родителей, родителей-воспитателей ДДСТ. В ходе данной работы управление (отдел) образования:
определяет число новых приемных семей и ДДСТ исходя из возможности финансирования и потребности в устройстве детей;
анализирует возможность пополнения уже существующих приемных семей и ДДСТ.
Управление (отдел) образования совместно с районным (городским) СПЦ осуществляет деятельность по поиску кандидатов в опекуны, приемные родители, родители-воспитатели и размещению тематической социальной рекламы, доводит до сведения СПЦ информацию о численности приемных семей и ДДСТ, создание/пополнение которых запланировано в районе в следующем календарном году.
В процессе поиска потенциальных замещающих родителей1 для детей-сирот важно использовать следующие направления работы:
1. Изучение родственной сети ребенка и подбор кандидатов в замещающие родители.
2. Изучение возможностей уже действующих замещающих семей2, которые имеют опыт воспитания детей-сирот, к изменению существующей формы семейного устройства (созданию приемной семьи, ДДСТ).
3. Привлечение потенциальных замещающих родителей в процессе проведения социальных рекламных кампаний, акций по популяризации семейных форм устройства детей-сирот, направленных на:
формирование и закрепление положительного мнения о гражданах, принявших на воспитание детей-сирот;
распространение опыта замещающих семей по воспитанию детей-сирот;
ознакомление с широким спектром услуг по сопровождению семей.
Организацию социальных рекламных кампаний, акций по популяризации семейных форм устройства детей-сирот должны осуществлять не только управления (отделы) образования и уполномоченные СПЦ, но и детские интернатные учреждения. В масштабах области (города) рекламные кампании, акции организуются структурными подразделениями облисполкомов (Мингорисполкома), осуществляющими государственно-властные полномочия в сфере образования. Данная работа проводится с привлечением Белорусской Православной церкви и общественных организаций.
Эффективность рекламных кампаний повышается, если участие в них принимают сами замещающие родители, имеющие опыт воспитания детей-сирот.
Привлечение детей (с согласия законных представителей и детей, достигших 10-летнего возраста) к рекламной кампании позволяет сделать ее эмоционально окрашенной, яркой, запоминающейся. Успешные взрослые, которые в несовершеннолетнем возрасте воспитывались в замещающих семьях, также смогут привлечь внимание граждан к теме сиротства, будут способствовать формированию положительного образа детей сиротской категории, их достижения станут примером и стимулом для других детей и их замещающих родителей.
Управление (отдел) образования организует поиск и подбор кандидатов в опекуны (попечители), приемные родители, родители-воспитатели, предоставляет им информацию и перечень документов, необходимых для создания приемной семьи, ДДСТ.
Важно, чтобы потенциальные замещающие родители были осведомлены о существовании комплекса социальных услуг по сопровождению семей, которые будут оказываться в территориальных центрах социального обслуживания населения (далее – ТЦСОН), СПЦ, центрах коррекционно-развивающего обучения и реабилитации и других учреждениях.
СПЦ ежегодно включает в план работы мероприятия по информированию общественности о возможностях семейного устройства детей-сирот:
публикации и выступления в средствах массовой информации;
создание и распространение печатной рекламной продукции: листовок, буклетов, календарей; размещение социальной рекламы на транспорте;
работу с педагогической общественностью (информирование через педагогические советы учреждений образования, методические объединения специалистов), родительской общественностью, трудовыми коллективами организаций (организация выступлений на родительских собраниях и родительских конференциях в учреждениях образования; информирование трудовых коллективов организаций);
проведение мероприятий посредством интернет-технологий (наполнение сайта СПЦ, использование возможностей портала www.dadomu.by, республиканской газеты «Домой!»);
повышение престижа деятельности замещающих родителей, пропаганда семейных форм устройства детей-сирот через проведение педагогических конференций, праздников, конкурсов замещающих семей, выставок работ приемных детей и др.
Эффективной практикой по популяризации семейных форм устройства детей-сирот являются выходы специалистов управлений (отделов) образования, СПЦ на предприятия, проведение мероприятий в трудовых коллективах.
Подготовка кандидатов в усыновители, приемные родители, родители-воспитатели
СПЦ проводит психологическое обследование и обучение кандидатов в приемные родители, родители-воспитатели.
Обязательным является освоение программы обучающих курсов обоими супругами, желательным – подготовка взрослых членов семьи, проживающих совместно.
Образовательная программа обучающих курсов (далее – обучающие курсы) направлена на формирование знаний об условиях создания и функционирования ДДСТ/приемных семей, приобретение умений и навыков работы по удовлетворению основных жизненных потребностей воспитанников, подготовке их к самостоятельной жизни, организации социальной, медицинской, педагогической и психологической коррекции проблем воспитанников.
Обучающие курсы должны включать информацию о правах и обязанностях замещающих родителей, а также об особенностях воспитания детей разных возрастов в замещающих семьях. Замещающие родители должны быть готовы к возможным трудностям, связанным с адаптацией ребенка в замещающей семье, следовательно, целесообразно использовать в процессе обучения памятки и буклеты со стратегиями совладания со стрессом и стратегиями конструктивного разрешения конфликтных ситуаций в детско-родительских отношениях. В содержание обучающих курсов для замещающих родителей целесообразно включить следующие вопросы: стадии адаптации детей разных возрастов в замещающей семье, эффективные стратегии общения замещающих родителей с ребенком, регуляция эмоционального состояния в трудных жизненных ситуациях.
В случае, если кандидат в приемные родители, родители-воспитатели изъявляет желание принять на воспитание ребенка с ОПФР, инвалидностью, необходимо включить в курс подготовки кандидатов теоретические темы, отражающие вопросы обучения и воспитания детей с ОПФР3. Целесообразно (по предварительной договоренности) направить кандидатов на консультацию в районный центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации (далее – ЦКРОиР).
В случае подготовки кандидата в приемные родители, родители-воспитатели, к передаче конкретного ребенка, имеющего физические и/или психические нарушения, инвалидность, дополнительно включаются в подготовку практические блоки, ориентированные на усвоение индивидуальных особенностей, приемов ухода и воспитания ребенка определенной нозологической группы. Для реализации практического компонента обучения в рамках межведомственного взаимодействия привлекаются специалисты ТЦСОН, поликлиники и/или специалисты дома-интерната, имеющие представление об особенностях данного ребенка.
Сведения об обучении кандидатов в замещающие родители отражаются в акте, также могут быть отражены в результатах психологической диагностики.
Допускается освоение образовательной программы кандидатами в приемные родители, родители-воспитатели в СПЦ другого района (города) по предварительному письменному согласованию между управлениями (отделами) образования.
В процессе реализации образовательной программы обучающих курсов приемных родителей, родителей-воспитателей, а также в ходе повышения квалификации данных категорий работников особое внимание следует обращать на:
обучение их составлению и реализации плана развития приемной семьи, ДДСТ;
ознакомление их с правовым положением приемного родителя, родителя-воспитателя, регламентом пополнения замещающих семей новыми воспитанниками (с опорой на пункт 3 Положения о приемной семье, пункт 3 Положения о ДДСТ);
формирование представлений о деятельности приемного родителя, родителя-воспитателя по защите жилищных и имущественных прав воспитанников;
работу приемных родителей, родителей-воспитателей по формированию личной идентичности воспитанников (восстановление и укрепление связей детей с родителями и родственниками), реализации права детей на воспитание в постоянной семье (работа по возвращению детей на воспитание родителям, восстановившимся в родительских правах; передача детей под опеку родственникам; усыновление детей) на основе обеспечения преемственности привязанностей ребенка;
профилактику профессионального выгорания приемных родителей, родителей-воспитателей.
В процессе работы с гражданами особое внимание следует уделять актуальной возрастной и социально-педагогической характеристике детей, которые могут быть переданы в замещающую семью.
При передаче нового ребенка в уже действующую приемную семью, ДДСТ СПЦ с использованием ресурса межведомственного взаимодействия и привлечением компетентных специалистов могут быть проведены дополнительные информационные встречи с замещающими родителями для повышения уровня их осведомленности и компетентности в работе с детьми, имеющими ОПФР, инвалидность, нарушения поведения, опыт проживания в другой замещающей семье, а также детьми, пережившими травмирующие и кризисные ситуации и др.
СПЦ также обеспечивает подготовку ребенка, находящегося в детском социальном приюте СПЦ, к передаче на воспитание в приемную семью, ДДСТ, под опеку: организует психологическую, педагогическую диагностику, проводит оценку потребностей ребенка, в письменной форме доводит до сведения кандидатов информацию о потребностях ребенка и рекомендации о формах и методах воспитания, соответствующих особенностям личности ребенка, его истории жизни до передачи на семейные формы воспитания.
Заключению о возможности кандидата быть замещающим родителем должно предшествовать коллегиальное (специалист управления (отдела) образования, директор СПЦ (заместитель директора СПЦ), педагог-психолог СПЦ, специалист районного (городского) ЦКРОиР, иные специалисты) обсуждение имеющихся ресурсов и рисков в семье. Вывод о возможности граждан быть замещающими родителями делается коллегиально.
В случае, если кандидаты в опекуны (попечители), приемные родители, родители-воспитатели не располагают условиями, необходимыми для удовлетворения потребностей ребенка, до их сведения доводится обоснованный и аргументированный отказ.
Создание приемных семей, ДДСТ
На особом контроле управлений (отделов) образования должны находиться вопросы соблюдения требований законодательства при приеме на работу приемных родителей и родителей-воспитателей ДДСТ.
Приемные семьи, ДДСТ создаются на основании решений местных исполнительных и распорядительных органов как органов опеки и попечительства. Фактическое начало деятельности таких семей – дата принятия органом опеки и попечительства такого решения.
Необходимо обеспечить соблюдение требования абзаца седьмого части первой статьи 172 КоБС, конкретизированного в статье 271 Закона о правах ребенка, пункте 10 Положения о приемной семье, пункте 7 Положения о детском доме семейного типа, пункте 4 статьи 51 Кодекса об образовании.
До подготовки проекта решения органа опеки и попечительства о создании приемной семьи, ДДСТ и передаче ребенка (детей) на воспитание необходимо истребовать из органов внутренних дел:
в отношении кандидатов в приемные родители и проживающих совместно с ними совершеннолетних членов семьи – сведения из единого государственного банка данных о правонарушениях в объеме, указанном в абзаце седьмом части первой статьи 172 КоБС и части первой статьи 271 Закона о правах ребенка;
в отношении кандидатов в родители-воспитатели – сведения из единого государственного банка данных о правонарушениях в объеме, указанном в абзаце седьмом части первой статьи 172 КоБС и части первой статьи 271 Закона о правах ребенка.
При заключении трудовых договоров, договоров об условиях воспитания и содержания детей с приемными родителями, родителями-воспитателями управление (отдел) образования уже должно располагать сведениями об отсутствии судимости у указанных граждан.
В случае рассмотрения вопроса о создании ДДСТ в жилых помещениях, принадлежащих гражданам, управлениям (отделам) образования следует предпринять меры по разъяснению кандидатам в родители-воспитатели необходимости предоставления сведений из единого государственного банка данных о правонарушениях в отношении всех совершеннолетних членов их семьи, совместно с ними проживающих, либо рассмотреть возможность создания в данном жилом помещении приемной семьи, а в случае ее успешного функционирования на протяжении не менее года – ДДСТ.
Не состоящие в браке приемные родители, родители-воспитатели должны быть уведомлены управлениями (отделами) образования о том, что в случае заключения ими брака их супруги также будут выполнять обязанности опекуна (попечителя), в связи с чем в отношении них будет осуществлен сбор сведений в соответствии с законодательством. Управления (отделы) образования обязаны осуществлять контроль за своевременностью запроса данных сведений.
Целесообразно присутствие кандидатов в опекуны, приемные родители, родители-воспитатели ДДСТ на заседании горрайисполкома (администрация района в городе), на котором принимается решение о назначении опекуна (попечителя), создании приемной семьи, ДДСТ, передаче детей в приемную семью, ДДСТ.
В целях стимулирования оплаты труда приемных родителей, родителей-воспитателей может быть использовано заключение контрактов с родителями-воспитателями ДДСТ и приемными родителями при условии соблюдения требований законодательства о контрактах с учетом индивидуального подхода и анализом каждой конкретной ситуации: опыта и стажа работы, возраста родителя-воспитателя, приемного родителя, количества и возраста переданных им на воспитание детей.
При создании приемных семей и ДДСТ важно:
не допускать превышения числа детей-сирот, установленного законодательством, в ДДСТ и приемных семьях (общее число детей в ДДСТ, включая родных и усыновленных, не должно превышать 10 человек);
обеспечить число детей-сирот в приемных семьях и ДДСТ, где воспитываются дети с особенностями психофизического развития (далее – ОПФР) и дети-инвалиды, не более 2–3 и 7–8 соответственно.
Комплектование приемных семей, ДДСТ не должно производиться по фактически «свободным» местам. Необходимо принимать во внимание возраст замещающих родителей, наличие детей с ОПФР, с инвалидностью на воспитании в семье, травмирующие и кризисные ситуации в жизни детей до помещения на государственное обеспечение, компетенции приемных родителей, родителей-воспитателей, площади жилых помещений.
Передача других детей в приемную семью, ДДСТ возможна только в том случае, если процесс адаптации ранее принятых приемных детей проходит успешно, что подтверждается соответствующими заключениями управления (отдела) образования, СПЦ, учреждений образования по результатам контроля условий жизни и воспитания ребенка, анализа работы по сопровождению семьи.
Сопровождение приемных семей, ДДСТ
Управление (отдел) образования:
обеспечивает на уровне района координацию работы по сопровождению замещающих семей;
с учетом региональных особенностей, сложившейся практики работы, укомплектованности учреждений образования специалистами путем издания приказа уполномочивает и распределяет обязанности между СПЦ и учреждениями образования в части сопровождения и осуществления контроля за условиями воспитания, содержания, за удовлетворением основных жизненных потребностей воспитанников приемных семей, ДДСТ, получением ими образования, работой по подготовке их к самостоятельной жизни, определяет сроки мониторинга положения несовершеннолетних в приемных семьях, ДДСТ. Приказ разрабатывается в соответствии с Положением об органах опеки и попечительства, Положением о приемной семье, Положением о ДДСТ, Положением о СПЦ;
решает вопросы доукомплектования приемных семей, ДДСТ, определяет сроки и очередность передачи детей на воспитание;
обеспечивает контроль за соблюдением сроков разработки планов развития приемных семей, ДДСТ, предоставляет их на утверждение начальнику управления (отдела) образования;
ежегодно рассматривает итоги мониторинга, а также иные вопросы, связанные с функционированием опекунских, приемных семей, ДДСТ, положением детей в них, на заседаниях коллегиальных органов, совещаниях;
в соответствии с законодательством осуществляет ведение личных дел подопечных. Личные дела воспитанников приемных семей, ДДСТ хранятся 75 лет после достижения воспитанниками совершеннолетия;
оказывает помощь опекунам (попечителям), приемным родителям, родителям-воспитателям в решении вопросов защиты прав и законных интересов несовершеннолетних;
в целях реализации прав приемных родителей, родителей-воспитателей управление (отдел) образования:
организовывает отпускную кампанию приемных родителей, родителей-воспитателей, в т.ч. составление графика трудовых отпусков приемных родителей, родителей-воспитателей, принятие мер по устройству и оздоровлению воспитанников. Недопустимы случаи накапливания приемными родителями, родителями-воспитателями трудовых отпусков;
создает условия для участия приемных родителей (родителей-воспитателей) в профсоюзном движении;
направляет приемных родителей, родителей-воспитателей на повышение квалификации в порядке, установленном законодательством. Приемные родители, родители-воспитатели как педагогические работники проходят курсовое (не реже одного раза в пять лет4) и межкурсовое повышение квалификации на базе институтов развития образования5. При организации повышения квалификации приемных родителей, родителей-воспитателей может быть использована дистанционная форма обучения. Эффективна практика организации выездных повышений квалификации в регионах, где расположено несколько приемных семей, ДДСТ. Недопустимы случаи ненаправления приемных родителей, родителей-воспитателей на курсы повышения квалификации;
ежегодно запрашивает у приемных родителей, родителей-воспитателей медицинские справки об их состоянии здоровья и возможности выполнять обязанности приемного родителя, родителя-воспитателя;
ежегодно осуществляет анализ хранения и управления имуществом подопечных, контроль использования приемными родителями, родителями-воспитателями ежемесячных денежных выплат на содержание подопечных.
Приемные родители, родители-воспитатели, ведут учет прихода и расхода текущих поступлений, связанных с содержанием воспитанников. Отчеты о приходе и расходе текущих поступлений, связанных с содержанием воспитанников, по утвержденной в приложениях к Положению о приемной семье и Положению о ДДСТ форме согласно приложению 2 представляются родителями-воспитателями два раза в год в управление (отдел) образования и утверждаются его руководителем.
Контроль за управлением имуществом воспитанников, в том числе принадлежащими им на праве собственности жилыми помещениями, осуществляется управлением (отделом) образования в соответствии с Положением о порядке управления имуществом подопечных, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28 октября 1999 г. № 1677, и иными актами законодательства;
оценивает эффективность труда приемного родителя, родителя-воспитателя (критерии прилагаются (приложение 1) в целях решения вопросов поощрения их труда, продления трудовых отношений, а также договоров об условиях воспитания и содержания детей;
проводит разъяснительную работу с опекунами (попечителями), приемными родителями, родителями-воспитателями о порядке использования пенсий, по случаю потери кормильца и инвалидности, выплачиваемых несовершеннолетним.
Согласно части третьей статьи 85 Закона Республики Беларусь от 17 апреля 1992 г. № 1596-XII «О пенсионном обеспечении» пенсии по случаю потери кормильца детям-сиротам выплачиваются через банки на их лицевые счета, а лицам из числа детей-сирот – по их выбору через организации почтовой связи, банки, организации, осуществляющие деятельность по доставке пенсий.
В соответствии с частью второй пункта 4 Указа Президента Республики Беларусь от 9 августа 2007 г. № 378 «О некоторых вопросах обеспечения прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» причитающиеся ребенку пенсии, алименты и другие текущие поступления, связанные с его содержанием, перечисляются на банковский счет ребенка, открываемый опекуном (попечителем), лицом, на которое законодательством возложено выполнение обязанностей опекуна (попечителя), в порядке, определенном законодательством. Распоряжение этими средствами в интересах ребенка осуществляет его опекун (попечитель), лицо, на которое законодательством возложено выполнение обязанностей опекуна (попечителя).
В связи с принятием Закона Республики Беларусь от 13 декабря 2023 г. № 318-З «Об изменении законов по вопросам социального обслуживания и социальных выплат» с 1 июля 2024 г. вступают в силу изменения, внесенные в статьи 83 и 85 Закона Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении» (далее – Закон) в части порядка выплаты пенсий, в том числе детям-сиротам. Согласно новой редакции части третьей статьи 85 Закона пенсии по случаю потери кормильца указанной категории детей выплачиваются через банки на их лицевые счета.
Таким образом, с 1 июля 2024 г. при принятии решений относительно пенсионирования детей-сирот будет применяться правило о выплате сумм пенсии на лицевые счета детей в банках. В целях формирования единообразной правоприменительной практики Министерством труда и социальной защиты даны соответствующие разъяснения органам по труду, занятости и социальной защите. В отношении ранее назначенных пенсий, выплата которых в настоящее время осуществляется на счета в банках на имя опекунов (попечителей, приемных родителей, родителей-воспитателей), переход к выплате пенсий на счета, открытые на имя ребенка, будет осуществляться постепенно, по мере истечения срока действия заявления опекунов (попечителей, приемных родителей, родителей-воспитателей) о выплате пенсии через банк (максимальный срок действия такого заявления – 3 года). Аналогичный подход будет применяться для пенсий по инвалидности.
Несмотря на то, что в соответствии с пунктом 11 Положения о порядке управления имуществом подопечных, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28.10.1999 № 1677, опекуны (попечители) имеют право расходовать на содержание подопечного суммы, причитающиеся ему в качестве пенсий, пособий, алиментов, стипендий, заработка и других текущих поступлений, накопление денежных средств на счетах подопечных позволит направить данные средства на организацию быта после прекращения государственного обеспечения. В связи с этим рекомендуется использовать указанные средства только при наличии острой необходимости. В случае приобретения предметов домашней обстановки, хозяйственных принадлежностей, мобильных телефонов, компьютеров, иной техники и других предметов составляется опись имущества. После прекращения опеки (попечительства, нахождения ребенка-сироты на воспитании в приемной семье, ДДСТ) все предметы, согласно описи, должны быть переданы ребенку-сироте (лицу из числа детей-сирот).
Информация о размере начисляемой пенсии, состоянии счетов и банковских вкладов несовершеннолетних ежегодно должна приобщаться к личным делам детей-сирот;
принимает меры по защите воспитанников замещающих семей от насилия и жестокого обращения посредством проведения разъяснительной работы с опекунами (попечителями), приемными родителями, родителями-воспитателями, организации мероприятий по выявлению фактов насилия и жестокого обращения в отношении несовершеннолетних;
незамедлительно информирует органы внутренних дел и соответствующее структурное подразделение облисполкома (Мингорисполкома), осуществляющее государственно-властные полномочия в сфере образования, о ставших известными фактах насилия в отношении детей, переданных на воспитание в опекунские, приемные семьи, ДДСТ, фактах самовольных уходов детей из приемных семей, ДДСТ;
в течение 3 рабочих дней проводит служебные проверки о фактах гибели, насилия в отношении несовершеннолетних, переданных под опеку (попечение), на воспитание в приемные семьи, ДДСТ, о результатах письменно информирует соответствующее структурное подразделение облисполкома (Мингорисполкома), осуществляющее государственно-властные полномочия в сфере образования;
по окончании пребывания воспитанников под опекой (попечением), в приемной семье, ДДСТ выдает несовершеннолетним или их законным представителям по акту документы, указанные в пункте 35 Положение о порядке установления опеки, пункте 32 Положения о приемной семье, пункте 32 Положения о ДДСТ;
реализует иные полномочия согласно требованиям законодательства.
СПЦ:
оказывает консультативную помощь семьям, принявшим на воспитание детей-сирот по вопросам развития и воспитания детей, укреплению их здоровья и организации отдыха;
консультирует педагогических работников учреждений образования по вопросам организации оказания психологической и педагогической помощи и социально-педагогической поддержки семьям, принявшим на воспитание детей-сирот, создания необходимых условий для получения образования воспитанниками опекунских и приемных семей, ДДСТ и подготовки воспитанников к самостоятельной жизни;
по поручению управления (отдела) образования и в рамках плана защиты прав и законных интересов ребенка, нуждающегося в государственной защите, осуществляет контроль за условиями жизни и воспитания детей, переданных под опеку (попечительство), на воспитание в приемную семью, ДДСТ;
участвует в разработке плана развития приемной семьи, ДДСТ (далее – план развития).
План развития приемной семьи, ДДСТ (далее – план развития) (примерная форма в приложении 2) разрабатывается на 6 месяцев с учетом оценки потребностей несовершеннолетних, запросов приемных родителей, родителей-воспитателей и содержания организационной и методической работы с семьями, принявшими на воспитание детей.
План развития на очередной период разрабатывается на основе анализа работы, проведенной ранее в рамках сопровождения приемной семьи, ДДСТ.
Необходимо исключить формальный подход к составлению планов развития и наполнение их мероприятиями общего характера. В планы развития включаются индивидуально-ориентированные мероприятия, направленные на разрешение выявленной проблематики и реализацию потребностей каждого воспитанника с учетом ресурсов семьи, а также мероприятия для всей замещающей семьи, родителей-воспитателей, приемных родителей.
В разделе «Сроки выполнения» необходимо указывать конкретный месяц, неделю, дату либо период проведения мероприятия. Не рекомендуется использовать слова и словосочетания: «постоянно», «в случае обращения», «по запросам», «сентябрь–август», «в течение года», «по мере необходимости».
В разделе «Ответственные за выполнение мероприятий, социальные партнеры» необходимо указывать фамилию, инициалы и должность.
В разделе «Отметка о выполнении» необходимо указывать конкретную дату проведения мероприятия.
Все ответственные за реализацию мероприятий должны быть ознакомлены с планом развития под подпись.
Копия плана развития в обязательном порядке хранится у приемных родителей, родителей-воспитателей, в СПЦ, в учреждениях образования, в которых обучаются воспитанники замещающей семьи;
обеспечивает реализацию мероприятий плана развития в рамках своей компетенции и полномочий, возложенных управлением (отделом) образования, а также обеспечивает анализ, обобщение результатов реализации планов развития и оценку эффективности проведенных мероприятий.
Анализ эффективности реализации мероприятий плана развития проводится на основании отчетов специалистов всех учреждений образования, принимающих участие в его реализации, с учетом результатов психологической диагностики ребенка (детей), коррекционно-развивающей работы, бесед с приемными родителями, родителями-воспитателями. При анализе эффективности реализации мероприятий плана развития выделяются проблемные аспекты и, исходя из них, формулируются задачи на последующий период работы.
Анализ выполнения плана развития включает информацию о динамике состояния здоровья, успеваемости, занятости несовершеннолетних в свободное от учебы и каникулярное время, оздоровлении, взаимодействии со сверстниками, педагогами, законными представителями, изменениях в психоэмоциональном состоянии, а также психолого-педагогические характеристики, копии медицинских справок о состоянии здоровья, табели успеваемости воспитанников и др.
Положительной является практика анализа выполнения планов развития приемных семей, ДДСТ на психолого-педагогических консилиумах, в которых принимают участие специалисты СПЦ, учреждений образования и приемные родители, родители-воспитатели.
Целесообразно не реже одного раза в полугодие анализировать реализацию планов развития, иные вопросы сопровождения замещающих семей с рассмотрением на заседаниях педагогического совета СПЦ;
ежегодно проводит мониторинг положения детей в замещающих семьях. Результаты предоставляет в управление (отдел) образования;
осуществляет анализ деятельности специалистов учреждений образования по вопросам сопровождения приемных семей, ДДСТ в рамках инструктивно-методических выходов в учреждения образования;
реализует иные полномочия согласно требованиям законодательства.
Организации, осуществляющие научно-методическое обеспечение образования на районном (городском) уровне, осуществляют методическое сопровождение деятельности родителей-воспитателей, приемных родителей согласно части третьей пункта 4 Положения о приемной семье, части пятой пункта 39 Положения о ДДСТ.
Учреждения образования, в которых обучаются (воспитываются) дети, переданные на воспитание в приемные семьи, ДДСТ предоставляют приемным семьям, ДДСТ социально-педагогическую поддержку и психологическую помощь, участвуют в разработке и реализации планов развития приемных семей, ДДСТ.
Работа специалистов учреждения образования должна быть направлена на помощь замещающей семье: в изучении особенностей ребенка, его проблем, их актуализации; адаптации к новым условиям проживания и выстраивания отношений; планировании и осуществлении воспитательной работы; обеспечении защиты его прав и законных интересов; коррекции проблем психического и физического развития; развитии творческих способностей ребенка, интересов; в коррекции поведения и негативных состояний; недопущении конфликтов с одноклассниками, учителями; улучшении успеваемости, формировании адекватной мотивации к учебной деятельности и конструктивному общению; профессиональном самоопределении и подготовке к самостоятельной жизни.
В работе по сопровождению замещающих семей специалистам рекомендуется соблюдать этические правила взаимодействия специалистов образования с замещающей семьей6:
строить работу на взаимном доверии и уважении личности замещающего родителя, независимо от его возраста, социального статуса, пола, состава семьи и других социальных факторов;
способствовать укреплению и повышению авторитета замещающих родителей в глазах детей, не высказывать замечаний и несогласий с воспитательными стратегиями родителей при ребенке;
быть корректным и тактичным при проведении контрольных мероприятий и сборе информации;
в случае имеющихся проблем открыто обсуждать их с родителями и информировать их о возможности использования полученной информации против них.
Поддержка замещающей семьи, особенно в период адаптации ребенка к новым условиям воспитания в семье, связана с решением множества социальных, психологических и педагогических вопросов. Специалисты (педагог-психолог, педагог социальный и др. педагогические работники) информируют опекунов, приемных родителей, родителей-воспитателей об этапах адаптации вновь прибывших детей, о критериях и показателях дезадаптированности, типичных трудностях и проблемах, с которыми сталкиваются дети в период адаптации к новым условиям.
Как показывает практика, определенная часть детей, которые жизнеустроены в замещающие семьи, имеют негативный опыт воспитания в биологической семье.
Рекомендуемая тематика в рамках консультирования замещающих родителей: «Психологические травмы у детей и их последствия», «Возрастные особенности переживания утраты и горя у приемного ребенка, его симптоматика», «Стратегия и тактика помощи ребенку, переживающему горе в связи с потерей привычного окружения», «Роль семьи в реабилитации ребенка с травмами привязанности», «Понятие привязанности и ее роли в развитии личности» и др. Дополнительно необходимо реализовывать мероприятия по просвещению педагогического коллектива по теме особенностей обучения детей, перенесших травму.
Важным направлением в вопросах социально-педагогической поддержки семьи является обучение воспитанников навыкам самостоятельности, планирования бюджета, жизненным навыкам, организации отдыха.
Педагогам-психологам СПЦ, учреждений образования важно планировать и проводить работу не только в режиме консультирования по запросу замещающих родителей либо детей-сирот. Особое внимание необходимо уделять мероприятиям, направленным на качественную организацию адаптационного периода, коррекцию поведения, формирование социально приемлемых паттернов поведения детей, стабилизацию их эмоционально-волевой сферы, снижение уровня тревожности воспитанников и приемных родителей, родителей-воспитателей, создание психологически благоприятного климата в замещающей семье, обучение эффективным способам преодоления эмоциональных трудностей, выработку навыков конструктивной коммуникации.
Особую актуальность имеют вопросы организации занятости воспитанников замещающих семей. Учреждения дополнительного образования должны быть задействованы в работе с замещающими семьями, реализации мероприятий плана развития.
Работа по сопровождению не должна строиться только на формальном соблюдении сроков контроля, она должна включать комплекс мероприятий, направленных на успешную адаптацию детей-сирот и замещающих родителей, своевременное оказание им помощи, предоставление им трудовых отпусков для отдыха, реализацию мер по повышению их квалификации.
Усыновление (удочерение) ребенка из замещающей семьи
Усыновление (удочерение) – приоритетная форма устройства детей-сирот (статья 119 КоБС).
Дети, переданные на воспитание в приемную семью, ДДСТ, под опеку, юридически остаются подлежащими усыновлению, если приобрели статус по основаниям, указанным в статье 120 КоБС. При этом сведения о ребенке, находящемся под опекой, в приемной семье у его родственников, не направляются в учреждение «Национальный центр усыновления Министерства образования Республики Беларусь» (далее – НЦУ) и не включаются в республиканский банк данных об усыновлении (удочерении) детей-сирот.
Приемный родитель, родитель-воспитатель, опекун (далее – замещающий родитель) при приеме на работу и (или) передаче в семью ребенка-сироты должен быть проинформирован о перспективах усыновления своего воспитанника. Специалист управления (отдела) образования разъясняет, что, при наличии оснований согласно требованиям части 5 статьи 117 КоБС, он обязан заполнить на воспитанника замещающей семьи личную карточку ребенка, подлежащего усыновлению, и направить ее в НЦУ.
При передаче в неродственную семью ребенка, которому предоставлен статус оставшегося без попечения родителей на период временного отсутствия попечения родителей (родителя), в том числе признанного нуждающимся в государственной защите, органу опеки и попечительства целесообразно в письменной форме предупредить опекуна (попечителя, приемного родителя, родителя-воспитателя) о том, что в случае приобретения подопечным правового статуса ребенка, подлежащего усыновлению, сведения о нем (по форме ЛКР-У) будут в течение 7 дней направлены в НЦУ.
Согласно пункту 46 Положения о приемной семье, пункту 38 Положения о детском доме семейного типа, пункту 23 Положения об установлении опеки замещающие родители не имеют права препятствовать усыновлению воспитанников другими лицами, а родители-воспитатели обязаны принимать меры по передаче воспитанников ДДСТ на усыновление. Одной из таких мер является предоставление информации о воспитаннике, его успехах и динамике развития, фотографий и видеоматериалов о ребенке для размещения на республиканском информационном портале www.dadomu.by.
На основании указанных выше норм законодательства приемные родители, родители-воспитатели, опекуны также обязаны организовать общение ребенка с кандидатами в усыновители. Знакомство кандидатов в усыновители с воспитанником замещающей семьи с целью его усыновления организуется на основании направления, выданного НЦУ в порядке, установленном законодательством, по предварительной договоренности о времени и месте встречи. Направление для знакомства с ребенком действительно в течение 15 календарных дней.
При отказе кандидатов в усыновители от усыновления предложенного им ребенка факт отказа фиксируется в направлении для знакомства с ребенком и подтверждается руководителем управления (отдела) образования, на территории которого проживает ребенок.
НЦУ разработана брошюра «Усыновление ребенка из приемной семьи» (размещена на сайте НЦУ: https://nacedu.by/assets/files/usynovlenie-iz-priemnoj-semi.pdf) с рекомендациями специалистам органов опеки и попечительства, социально-педагогических учреждений, усыновителям, приемным родителям. Предложенный в рекомендациях алгоритм взаимодействия всех участников процесса усыновления ребенка из профессиональной замещающей семьи направлен на обеспечение наилучшего жизнеустройства ребенка на всех этапах перехода из одной семьи в другую.
При организации общения ребенка с кандидатами в усыновители целесообразно привлекать педагога-психолога СПЦ, который сопровождает семью. Его участие поможет раскрыть особенности и потребности конкретного ребенка.
В период знакомства кандидатов в усыновители с ребенком из замещающей семьи специалистам необходимо поддерживать контакт как с кандидатами в усыновители, так и с замещающими родителями. Целесообразно обязать замещающих родителей информировать специалиста управления (отдела) образования о развитии отношений между кандидатами в усыновители и ребенком, характере общения, его особенностях, в случае необходимости привлекать специалистов СПЦ с целью своевременного оказания помощи и принятия мер, способствующих принятию кандидатами в усыновители осознанного и взвешенного решения относительно усыновления конкретного ребенка.
Замещающие родители должны быть подготовлены к передаче своего воспитанника на усыновление. Для этого целесообразно рассматривать на методических объединениях приемных родителей, родителей-воспитателей вопросы о методах, приемах, возможностях обеспечения преемственности привязанности при передаче воспитанников замещающих семей на постоянные формы семейного жизнеустройства, транслировать опыт замещающих родителей по передаче воспитанников на усыновление.
Будущие изменения должны быть понятны и известны ребенку, предлагаемому для усыновления. Задача замещающего родителя демонстрировать спокойное, неконфликтное отношение к возможному переходу ребенка в другую семью. Специалистам СПЦ целесообразно обсудить с замещающим родителем наилучшие способы и средства подготовки ребенка к усыновлению.
Учитывая, что процесс усыновления воспитанника может вызвать глубокие эмоциональные переживания, замещающему родителю также потребуется определенная поддержка в этот период, которую может оказать специалист, сопровождающий семью.
Замещающие родители должны знать, что не имеют права распространять персональные данные кандидатов в усыновители, например, передавать биологическим родителям или родственникам своего воспитанника имена, номера мобильных телефонов. Специалисты управлений (отделов) образования обязаны своевременно проинформировать об этом замещающих родителей.
В соответствии с частью 4 статьи 125 КоБС при наличии нескольких лиц, желающих усыновить одного и того же ребенка, преимущественное право предоставляется родственникам ребенка при условии, что они в соответствии с законодательством могут принять на воспитание ребенка. Замещающие родители не имеют преимущественного права усыновления своих воспитанников.
Мониторинг положения несовершеннолетних в замещающих семьях
Мониторинг положения детей в замещающих семьях – это форма организации сбора, обработки, анализа, хранения и распространения информации об успешности жизнеустройства детей-сирот и соблюдении их законных прав и законных интересов.
Целесообразно ежегодно проводить мониторинг положения детей в замещающих семьях по отдельным вопросам: адаптация вновь прибывших воспитанников, детско-родительские отношения, взаимодействие в коллективе сверстников, динамика успеваемости воспитанников замещающих семей, занятость в свободное от учебных занятий время, состояние здоровья и оздоровление воспитанников и др.
Один раз в 2 года необходимо проводить комплексный мониторинг положения несовершеннолетних в приемных семьях, ДДСТ с последующим предоставлением информации в управление (отдел) образования для рассмотрения на заседаниях коллегиальных органов.
Для проведения мониторинга издается приказ начальника управления (отдела) образования, в котором указываются сроки проведения мониторинга, назначается рабочая группа, утверждается программа, определяется необходимый инструментарий, порядок предоставления результатов, распределяются обязанности между управлением (отделом) образования, социально-педагогическим центром, учреждениями образования, приказ о проведении мониторинга доводится до сведения руководителей учреждений образования, приемных родителей, родителей-воспитателей. Обязательными для изучения являются вопросы раннего выявления фактов насилия, жестокого обращения с несовершеннолетними, взаимоотношений в семье, детско-родительских отношений.
Результаты мониторинга должны быть проанализированы, по итогам выработаны рекомендации, направленные на совершенствование деятельности по обеспечению прав и законных интересов воспитанников приемных семей, ДДСТ.
Контроль за деятельностью опекунов (попечителей), приемных родителей, родителей-воспитателей ДДСТ
Управление (отдел) образования в соответствии с законодательством осуществляет контроль за деятельностью опекунов (попечителей), приемных родителей, родителей-воспитателей ДДСТ, в том числе:
рассматривает жалобы на действия опекунов (попечителей), приемных родителей, родителей-воспитателей ДДСТ;
осуществляет контроль за условиями воспитания, содержания и обеспечением получения ими образования, обеспечением их одеждой, обувью, мягким инвентарем и оборудованием, учебниками, учебными пособиями и принадлежностями, предметами личной гигиены, иными предметами первой необходимости, получением ими образования, подготовкой их к самостоятельной жизни, выполнением приемными родителями, родителями-воспитателями договоров об условиях воспитания и содержания детей, должностных обязанностей, обязанностей опекуна (попечителя), выполнением планов развития приемных семей, ДДСТ.
Формами контроля могут выступать:
беседы с педагогами (классными руководителями, учителями-предметниками, педагогами дополнительного образования, педагогами-психологами, педагогами социальными, медицинскими работниками);
беседы с приемными родителями, родителями-воспитателями, детьми, в том числе по телефону;
посещение приемной семьи, ДДСТ по месту жительства;
наблюдение педагога социального, педагога-психолога, классного руководителя, воспитателя учреждения образования за воспитанниками замещающих семей;
анкетирование приемных родителей, родителей-воспитателей, детей;
изучение классных журналов, дневников, табелей успеваемости, школьных тетрадей, психолого-педагогических характеристик, информации о занятости несовершеннолетних в свободное время, медицинской и иной документации несовершеннолетних.
По итогам посещения замещающих семей по месту жительства составляется акт обследования условий жизни и воспитания ребенка (детей), проживающего(их) в семье (далее – акт обследования), оригинал акта обследования хранится в управлении (отделе) образования, копия – в СПЦ.
Для первичного обследования условий жизни и воспитания детей-сирот может быть использована форма, утвержденная в приложении 9 к постановлению Министерства образования Республики Беларусь от 12.03.2007 № 20.
Для последующих обследований может использоваться свободная форма с включением информации о состоянии жилого помещения, обеспеченности ребенка предметами первой необходимости, наличием места для приготовления уроков, для сна и отдыха, состоянии здоровья несовершеннолетнего, оздоровлении, успеваемости, занятости во внеурочное и каникулярное время, увлечениях, взаимоотношениях между членами семьи, сотрудничестве семьи с учреждением образования, организации общения с биологическими родителями и родственниками; дополнительных сведений.
В каждом акте обследования дается оценка положения ребенка в семье опекуна (попечителя) и исполнения опекуном (попечителем) возложенных на него обязанностей.
Целесообразно ежегодно рассматривать на заседаниях коллегии управления (отдела) образования, совете управления (отдела) образования, совещаниях у начальника управления (отдела) образования вопросы по определенным направлениям деятельности замещающих семей с привлечением к участию в рассмотрении вопросов, касающихся функционирования замещающих семей, приемных родителей, родителей-воспитателей.
СПЦ в соответствии с приказом управления (отдела) образования проводят контрольные обследования условий жизни и воспитания детей, переданных под опеку (попечительство), на воспитание в приемную семью, ДДСТ.
Учреждения образования могут привлекаться управлением (отделом) образования к проведению обследования условий жизни и воспитания детей, переданных под опеку (попечительство), на воспитание в приемную семью, ДДСТ.
При поступлении информации о ненадлежащем исполнении опекуном (попечителем) возложенных на него обязанностей управление (отдел) образования проводит оценку безопасности нахождения ребенка в семье опекуна (попечителя) на момент посещения семьи, оценку риска неудовлетворения его основных жизненных потребностей при дальнейшем пребывании ребенка в семье опекуна (попечителя). При необходимости отстранения либо освобождения опекуна (попечителя) от возложенных на него обязанностей соответствующие предложения направляются для рассмотрения в орган опеки и попечительства.
Отстранение опекунов, попечителей в случае ненадлежащего выполнения ими своих обязанностей
На основании статьи 169 КоБС опекунами, попечителями детей-сирот, устроенных на воспитание в приемные семьи, ДДСТ, являются приемные родители, родители-воспитатели.
Согласно статье 168 КоБС в случае ненадлежащего выполнения опекуном или попечителем возложенных на него обязанностей, лишения опекуна, попечителя родительских прав либо признания их детей нуждающимися в государственной защите, а также совершения опекуном, попечителем умышленного преступления, установленного вступившим в законную силу приговором суда, орган опеки и попечительства отстраняет опекуна или попечителя от выполнения этих обязанностей.
Основания для отстранения опекунов, попечителей, в том числе приемных родителей, родителей-воспитателей (далее – опекуны, попечители), от выполнения их обязанностей можно условно разделить на две группы:
1) Когда отстранение от выполнения обязанностей инициируется органом опеки и попечительства в обязательном порядке на основании решения суда, органа опеки и попечительства либо иного уполномоченного на принятие решений государственного органа:
признание родных, усыновленных (удочеренных) детей опекуна нуждающимися в государственной защите;
лишение опекуна, попечителя родительских прав в отношении его родных детей;
совершение опекуном, попечителем умышленного преступления, установленного вступившим в законную силу приговором суда;
использование опекуном опеки в корыстных целях;
оставление подопечного без надзора и необходимой помощи;
ненадлежащее выполнение опекуном или попечителем возложенных на него обязанностей. В первую очередь, к данной группе будут относиться случаи злоупотребления опекунами, попечителями своими правами, отрицательного влияния на поведение детей, жестокого обращения с ними, применение недопустимых форм воспитания детей (изоляция, ограничение физической свободы, психологическое насилие).
В подобных ситуациях в первоочередном порядке органом опеки и попечительства должны быть приняты меры по обеспечению безопасности детей. До выяснения всех обстоятельств и решения вопроса о привлечении опекуна (попечителя) к установленной законом ответственности воспитанники замещающей семьи помещаются в детский социальных приют СПЦ по направлениям управлений (отделов) образования.
Согласно пункту 31 Положения об установлении опеки управлением (отделом) образования готовится и направляется в местный исполнительный и распорядительный орган представление, на основании которого им принимается решение об отстранении опекуна (попечителя) от возложенных на него обязанностей.
При использовании опекуном опеки в корыстных целях, а также в случае оставления подопечного без надзора и необходимой помощи орган опеки и попечительства обязан отстранить опекуна и передать прокурору необходимые материалы для решения вопроса о привлечении виновного лица к ответственности в установленном законом порядке.
2) Иные случаи ненадлежащего выполнения опекуном или попечителем возложенных на него обязанностей.
Ко второй группе относятся и основания, указанные в части 3 пункта 31 Положения об установлении опеки:
совершение подопечным попытки суицида,
если опекун, попечитель не обеспечивает раздельное проживание подопечного с его родителями (родителем), иными лицами, лишенными родительских прав, лицами, у которых дети отобраны без лишения родительских прав, лицами, больными хроническим алкоголизмом, наркоманией, токсикоманией, лицами, имеющими судимость за умышленные преступления, а также лицами, осуждавшимися за умышленные тяжкие или особо тяжкие преступления против человека, лицами, признанными судом недееспособными, ограниченно дееспособными.
Во всех указанных в пункте 2 случаях, а также при наличии информации о совершении опекуном (попечителем) противоправных деяний, но до поступления официального документа от правоохранительных органов, органу опеки и попечительства необходимо организовать служебную проверку в сроки до 15 рабочих дней. Проводится подробное разбирательство по каждому отдельному случаю.
В ходе служебной проверки необходимо:
создать комиссию по проведению служебной проверки в составе заместителя начальника управления (отдела) образования, директора СПЦ, руководителя (заместителя руководителя) учреждения (учреждений образования), где обучаются воспитанники замещающей семьи;
затребовать объяснения у опекуна, попечителя, педагогических и иных работников учреждений образования по месту обучения подопечных;
провести беседы с детьми, специалистами учреждений образования;
направить запросы в комиссию по делам несовершеннолетних, органы внутренних дел, иные организации, уполномоченные законодательством на защиту прав и законных интересов детей;
организовать необходимое взаимодействие с государственными органами, организациями, уполномоченными законодательством на защиту прав и законных интересов детей;
принять меры по обеспечению безопасности несовершеннолетних, в т.ч. путем помещения их в детский социальных приют СПЦ;
комиссионно дать оценку положению ребенка в замещающей семье, безопасности нахождения ребенка в семье опекуна (попечителя), оценить риски неудовлетворения его основных жизненных потребностей при дальнейшем пребывании ребенка в семье опекуна (попечителя), исполнению опекуном (попечителем) возложенных на него обязанностей, опыту его предыдущей работы.
Указанный порядок может применяться и в случаях, когда опекуном, попечителем совершены административные правонарушения в отношении воспитанника либо когда воспитанником замещающей семьи неоднократно совершаются противоправные деяния.
По результатам проведенной работы по выяснению ситуации управлением (отделом) образования в соответствии с пунктом 31 Положения об установлении опеки готовится и направляется в местный исполнительный и распорядительный орган представление, на основании которого им принимается решение об отстранении опекуна (попечителя) от возложенных на него обязанностей.
Во всех случаях угрозы жизни и здоровью детей орган опеки и попечительства должен незамедлительно принять меры по обеспечению безопасности детей, в т.ч. путем помещения их в детский социальных приют СПЦ с соблюдением норм Положения о СПЦ.
В случае выявления фактов сексуального насилия в отношении воспитанников замещающих семей работа по оказанию помощи детям должна быть организована в соответствии с Национальным механизмом оказания помощи несовершеннолетним, пострадавшим от сексуального насилия.
Данные методические рекомендации носят рекомендательный характер.
Приложение 1
Критерии оценки эффективности работы приемных родителей, родителей-воспитателей
Критерий оценки |
Показатель |
Используемые сведения, данные, методики, применяемые для оценки |
Примечание |
Условия проживания воспитанника |
Принятие мер по своевременному обеспечению детей одеждой, обувью, мягким инвентарем и оборудованием, учебниками, учебными пособиями и принадлежностями, предметами личной гигиены, иными предметами первой необходимости. Поддержание специального жилого помещения ДДСТ, мебели, бытовой техники, оборудования в исправном состоянии, своевременное принятие мер по ремонту |
Соответствие помещения, в котором проживает воспитанник, санитарно-гигиеническим нормам. Отсутствие нарушений требований пожарной безопасности, неисправности газового и электрооборудования. Наличие оборудованных мест для сна, занятий, игр и развития, хранения личных вещей, школьных принадлежностей |
|
Обучение и развитие воспитанника |
Наличие положительной динамики в развитии и становлении личности воспитанника |
Организация обучения по программе, соответствующей уровню развития воспитанника, наличие положительной динамики. Осуществление контроля за успеваемостью воспитанника и посещаемостью им учреждения образования. Взаимодействие приемного родителя с учреждением образования: – посещение родительских собраний; – участие приемного родителя в школьных мероприятиях, поддержание связи с учреждением образования. Создание в семье развивающей среды (наличие детских книг, развивающих игр, игрушек, спортивного инвентаря по возрасту и интересам воспитанников). Поддержание и развитие интересов воспитанника, организация его внеурочной занятости: посещение им факультативных занятий, кружков, секций, музыкальных (художественных) студий (школ) |
|
Восстановление и сохранение здоровья воспитанника |
Наличие положительной динамики в состоянии здоровья воспитанника, своевременное обращение за медицинской помощью, выполнение рекомендаций медицинских работников |
Организация оказания ребенку своевременной медицинской помощи (обращение за назначением лечения, приобретение лекарственных средств и др.). Выполнение рекомендаций медицинских работников по диагностике, лечению и (или) медицинской реабилитации ребенка (детей). Оздоровление ребенка в детских оздоровительных лагерях, учреждениях санаторного типа и др. |
|
Адаптация воспитанника в семье |
Отсутствие кризисных ситуаций в воспитательном процессе, долгосрочных неразрешенных конфликтов в семье, безопасность воспитанника |
Знание потребностей и особенностей воспитанника и учет их во взаимодействии с ним. Позитивные и конструктивные взаимоотношения между всеми членами семьи. Стремление членов замещающей семьи проводить свободное время вместе, в домашнем кругу, беседовать на интересующие всех темы, вместе выполнять домашнюю работу |
|
Социализация воспитанника |
Сформированность образа жизни и традиций замещающей семьи. Степень готовности воспитанника самостоятельно жить в социуме. Отсутствие правонарушающего поведения несовершеннолетнего воспитанника, самовольных уходов. Поддержание контактов с выпускниками, патронатное воспитание в отношении выпускников |
Участие воспитанника в мероприятиях (организация полезной занятости, участие воспитанников в общественной жизни, волонтерских движениях, благотворительных акциях и др.). Посещение детьми культурных, спортивных мероприятий, объектов культурного наследия, экспозиций, выставок, достопримечательностей и др. Сформированность у воспитанников ценностного отношения к жизни и здоровью. Профориентационная работа. Подготовка к поступлению в учреждения образования, реализующие образовательные программы профессионально-технического, среднего специального, высшего образования. Привитие воспитанникам обязанностей по дому (уборка постели, своей комнаты, помощь по хозяйству, труд в природе и т.д.). Планирование дальнейшего маршрута самостоятельной жизни |
|
Связь с биологической семьей |
Знание воспитанником своей истории (в соответствии с возрастом) |
Организация общения воспитанника с братьями, сестрами, родителями в случае, когда это не противоречит его интересам, другими членами семьи. Ведение «Книги жизни» воспитанниками. Подготовка воспитанника к передаче в биологическую семью, семью родственников |
|
Защита жилищных, имущественных прав воспитанника |
Сохранность и реализация прав и личного имущества воспитанника в полном объеме |
Оформление регистрации по месту жительства (месту пребывания). Постановка воспитанника на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий. Оформление наследства, сдача в наем жилья, находящегося в собственности ребенка и др. Контроль сохранности личного имущества воспитанника. Своевременное оформление пенсий, пособий |
|
Учет расходования денежных выплат, пенсий, пособий |
Рациональное использование в интересах воспитанника сумм, поступающих в качестве ежемесячных денежных выплат, пенсий, пособий, других текущих поступлений и др. |
Своевременность, полнота и качество представления отчета о приходе и расходе текущих поступлений, связанных с содержанием приемных детей, выплачиваемых на их содержание, пенсий, денежных средств, полученных в ходе управления имуществом подопечного. Совершение покупок в соответствии с возрастом, потребностями, интересами воспитанника и др. |
|
Профессиональное развитие замещающего родителя |
Актуализация знаний, стремление к повышению квалификации, развитию новых компетенций, самообразованию |
Своевременное повышение квалификации. Активное участие в заседаниях методического объединения приемных родителей (родителей-воспитателей). Участие в обучающих семинарах, вебинарах, круглых столах, конкурсах и др. Знание нормативных правовых актов, необходимых для осуществления должностных обязанностей. Самообразование. Профессиональное сотрудничество (обеспечение постоянного контакта со специалистами, выполнение рекомендаций). Умение использовать педагогические методы воспитания, принятие особенностей каждого воспитанника в семье, готовность оказать воспитаннику помощь и поддержку. Участие в составлении плана развития семьи. Качественное и своевременное выполнение плана развития приемной семьи/ДДСТ |
|
Особые условия труда |
Готовность принять на воспитание детей с ОПФР, с инвалидностью, детей в возрасте до 3 лет, воспитанников другой замещающей семьи |
Выполнение обязанностей другого приемного родителя, родителя-воспитателя по воспитанию и содержанию воспитанника в период его трудового отпуска, больничного листа, командировки и др. Воспитание детей в возрасте до 3 лет, детей с ОПФР, детей с тяжелыми и (или) множественными нарушениями развития |
|
Содействие в усыновлении (удочерении) воспитанника |
Отсутствие препятствий в усыновлении воспитанника |
Подготовка воспитанника к усыновлению (удочерению), взаимодействие с кандидатами в усыновители (удочерители) |
|
Распространение опыта работы |
Продвижение позитивного образа замещающего родительства |
Участие в конкурсах, форумах, выставках и т.п. Публикации в газете «Домой!» и других профессиональных изданиях, выступления в СМИ |
|
Приложение 2
СОГЛАСОВАНО Директор _____________________________________ |
УТВЕРЖДАЮ Начальник ___________________________________ |
(наименование социально-педагогического центра) |
(наименование управления (отдела) образования) |
________________________ (И.О.Фамилия) |
_____________________ (И.О.Фамилия) |
«__» _______________ _____ г. |
«__» _______________ _____ г. |
План развития приемной семьи (детского дома семейного типа)
- Общие сведения о семье
Фамилия, собственное имя, отчество приемного родителя (родителя-воспитателя)
______________________________________________________________________________
Дата рождения, количество полных лет ___________________________________________
Трудовой договор/контракт (номер, дата заключения) _______________________________
Стаж работы в должности приемного родителя _____________________________________
Дополнительная информация (отметка о работе по совместительству, пенсионер и т.д.)
______________________________________________________________________________
Фамилия, собственное имя, отчество приемного родителя (родителя-воспитателя)
______________________________________________________________________________
Дата рождения, количество полных лет ___________________________________________
Трудовой договор/контракт (номер, дата заключения) _______________________________
Стаж работы в должности приемного родителя (родителя-воспитателя)
______________________________________________________________________________
Дополнительная информация (отметка о работе по совместительству, пенсионер и т.д.)
______________________________________________________________________________
Адрес места жительства приемной семьи (детского дома семейного типа)
______________________________________________________________________________
Количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, принятых на воспитание в приемную семью (детский дом семейного типа)
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
2.Информация о близких родственниках, проживающих совместно (в том числе кровных несовершеннолетних детях, детях, над которыми установлена опека (попечительство), воспитывающихся в семье, достигших совершеннолетия, с указанием фамилии, собственного имени, отчества (если таковое имеется), даты рождения, вида занятий, адреса места жительства)
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
3. Проблемное поле приемной семьи (детского дома семейного типа)
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
Мероприятия
по оказанию помощи несовершеннолетнему,
воспитывающемуся в приемной семье (детском доме семейного типа)
Фамилия, собственное имя, отчество несовершеннолетнего __________________________
______________________________________________________________________________
Возраст, вид занятий (учащийся, воспитанник учреждения дошкольного образования,
не организован) __________________________________________________________________
Адрес места жительства __________________________________________________
Основание для помещения в приемную семью (детский дом семейного типа)
______________________________________________________________________________
Сроки реализации _____________________________________________________________
Вид помощи |
Мероприятия |
Сроки выполнения |
Ответственные за оказание помощи (с указанием должности, места работы) |
Отметка о выполнении |
Организационно-методическая |
Обеспечение своевременного повышения квалификации приемных родителей (родителей-воспитателей). |
|
Специалист управления (отдела) образования |
|
|
Совершенствование профессионального мастерства в межкурсовой период: Участие приемных родителей, родителей-воспитателей в заседаниях методического объединения, клуба приемных родителей, родителей-воспитателей. |
|
Специалист социально-педагогического центра, приемные родители (родители-воспитатели) |
|
|
Оформление подписки на газету «Домой» |
|
Приемные родители (родители-воспитатели) |
|
Социально-педагогическая |
Контроль условий жизни и воспитания несовершеннолетнего в приемной семье (детском доме семейного типа): – посещения на дому, – беседы с приемными родителями (родителями-воспитателями), педагогами (в том числе и по телефону) и др., – изучение классных журналов, дневников, продуктов творческой деятельности и др., – анкетирование, тестирование и др. Организация обучения ребенка в соответствии с его возможностями, рекомендациями специалистов центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации. Организация дополнительных занятий по учебным предметам (указать, по каким предметам). Проведение мероприятий, направленных на адаптацию несовершеннолетнего в семье и школе (указать мероприятия). Создание условий для успешной социализации в обществе: развитие самостоятельности, формирование навыков общения в социуме, подготовка к самостоятельной жизни (указать мероприятия). Формирование у несовершеннолетнего позитивного опыта жизни в семье, представлений об особенностях поведения и функциях всех членов семьи (указать мероприятия). Организация полезной занятости в учебное, каникулярное время (посещение объединений по интересам и другие мероприятия). Проведение работы по профориентации несовершеннолетнего. Организация общения с братьями, сестрами, родителями, другими членами семьи, значимыми взрослыми. Контроль социальных связей несовершеннолетнего с целью предупреждения участия в деструктивных сообществах. Организация общения ребенка с кандидатами в усыновители, опекуны (попечители). Организация мероприятий, направленных на формирование навыков здорового образа жизни, безопасного поведения, конструктивного общения, трудовых навыков, морально-нравственных качеств, гражданско-патриотических чувств и др. (указать мероприятия). Организация мероприятий, направленных на повышение правовой культуры, профилактику противоправного поведения, зависимого поведения (указать мероприятия) |
|
Специалист управления (отдела) образования; педагог-психолог (педагог социальный) социально-педагогического центра; педагог социальный, педагог-психолог, классный руководитель, учитель-дефектолог, воспитатель учреждения образования; приемный родитель (родитель-воспитатель) и др. |
|
Психологическая |
Психолого-педагогическая поддержка приемной семьи (указать мероприятия). Психологическое просвещение приемных родителей (родителей-воспитателей). Оказание консультативной помощи. Разработка для приемных родителей (родителей-воспитателей), педагогов рекомендаций, памяток, буклетов по адаптации несовершеннолетних, формированию благоприятного психологического микроклимата замещающей семьи, гармонизации детско-родительских отношений. Оказание помощи в преодолении межличностных и семейных конфликтов, оптимизации внутрисемейных отношений, коррекции детско-родительских отношений. Диагностика личностных особенностей (акцентуаций характера). Указать перечень используемых диагностик. Диагностика эмоциональной сферы (уровень тревожности, оценка суицидального риска, склонность к агрессивному поведению). Указать перечень используемых диагностик. Диагностика межличностных взаимоотношений в коллективе, приемной семье, детском доме семейного типа (в том числе выявление насилия). Указать перечень используемых диагностик. Диагностика профессиональных склонностей (указать перечень используемых диагностик). Реализация коррекционно-развивающих программ в зависимости от выявленных проблемных (указать коррекционно-развивающую программу, конкретные мероприятия из нее). Примеры направлений для коррекции: коррекция тревожности, страхов, агрессивности, коммуникативной, мотивационно-потребностной сферы, зависимого поведения и др. Психологическое просвещение ребенка (указать мероприятия). Профилактика зависимостей (игровая, употребление психоактивных веществ и др.) с учетом выявленных проблем и результатов диагностики (указать мероприятия). Привлечение ребенка к созданию «Книги жизни» |
|
Педагог-психолог социально-педагогического центра, учреждения образования, приемный родитель (родитель-воспитатель) и др. |
|
Медицинская |
Консультирование по вопросам здорового образа жизни: организации рационального питания, режима дня, профилактических мероприятий в соответствии с состоянием здоровья и возрастом приемных детей. Прохождение ежегодного медицинского осмотра приемными родителями, родителями-воспитателями, детьми. Контроль за состоянием здоровья ребенка, оказанием необходимой медицинской помощи, выполнением рекомендаций по уходу за ребенком. Обеспечение своевременной помощи по медицинским показателям. Организация оздоровления в учебный период, каникулярное время. Предупреждение травматизма, консультирование родителей по оборудованию безопасных мест пребывания несовершеннолетнего |
|
Специалисты учреждения образования, учреждения здравоохранения, приемный родитель (родитель-воспитатель) |
|
Правовая |
Разъяснение прав и обязанностей приемных родителей, родителей-воспитателей и членов их семей согласно действующему законодательству. Консультирование приемных родителей, родителей-воспитателей по возникшим вопросам правового характера. Предоставление трудового отпуска приемным родителям, родителям-воспитателям согласно действующему законодательству. Оформление и восстановление документов несовершеннолетнего. Регистрация ребенка по месту жительства (по месту пребывания). Обращение в интересах несовершеннолетнего в суд за защитой его прав и законных интересов. Обеспечение консультативной помощи приемному родителю (родителю-воспитателю) по различным аспектам защиты прав и законных интересов несовершеннолетнего. Оформление выплат (пенсия по инвалидности, по случаю потери кормильца) и др. Защита жилищных (сохранение права пользования жилым помещением, права собственности, в случае отсутствия жилого помещения права на его предоставление в установленном законом порядке) и имущественных прав детей (контроль за состоянием и пользованием имущества ребенка). Контроль за расходованием средств, выплачиваемых на содержание несовершеннолетнего, сохранностью имущества несовершеннолетнего, имущества приобретенного для приемной семьи (детского дома семейного типа) |
|
Специалисты, бухгалтер управления (отдела) образования, приемный родитель (родитель-воспитатель) |
|
Материальная |
Перечисление денежных выплат на питание и содержание ребенка. Привлечение безвозмездной спонсорской помощи. Оказание материальной помощи. Оказание помощи в рамках проведения благотворительных акций «Наши дети», «Ангел в твоем сердце», «Соберем детей в школу» и др. |
|
Приемный родитель (родитель-воспитатель), бухгалтер, специалисты учреждения образования |
|
Иной вид помощи |
Обеспечение предметами ухода за несовершеннолетними в возрасте до трех лет (при наличии ресурсной комнаты). Содействие в организации санаторно-курортного лечения и оздоровления приемных родителей, родителей-воспитателей в период трудового отпуска. Обеспечение жизнеустройства воспитанников приемной семьи, детского дома семейного типа в период трудового отпуска приемных родителей (родителей-воспитателей). Консультирование приемных родителей (родителей-воспитателей) по вопросам выполнения норм питания, организации занятости ребенка, содействие в разрешении проблемных вопросов, возникающих в приемной семье, детском доме семейного типа. Проведение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности жилого помещения. Организация оздоровления несовершеннолетнего. Сотрудничество с представителями общественных объединений и организаций, религиозных конфессий |
|
Приемный родитель (родитель-воспитатель), специалист управления (отдела) образования, специалисты учреждения образования |
|
Справочно:
Мероприятия разрабатываются индивидуально для каждого воспитанника приемной семьи (детского дома семейного типа) с учетом потребностей приемного ребенка (оценка потребностей ребенка проводится под каждый новый план развития приемной семьи, детского дома семейного типа); разрабатываются и утверждаются для вновь принятого на воспитание приемного ребенка как дополнение к плану развития приемной семьи, детского дома семейного типа.
Предложенный перечень мероприятий, которые могут быть включены в план развития приемной семьи (детского дома семейного типа), является примерным.
Основные потребности приемных родителей (родителей-воспитателей) определяются с учетом психолого-педагогической диагностики, потребностей несовершеннолетних, на основе изучения детско-родительских отношений, микроклимата в семье, воспитательных представлений и установок замещающих родителей, ресурсов приемных родителей (родителей-воспитателей) и др.
Подписи ответственных:
Должность служащего |
________________ (И.О.Фамилия) |
|
(подпись) |
|
|
Приемный родитель (родитель-воспитатель) |
________________ (И.О.Фамилия) |
|
(подпись) |
|
|
Приемный родитель (родитель-воспитатель) |
________________ (И.О.Фамилия) |
______________________________
1 Замещающие родители для целей данных методических рекомендаций – опекуны, приемные родители, родители-воспитатели.
2 Замещающая семья для целей данных методических рекомендаций – семья, принявшая на воспитание детей-сирот.
3 Методические рекомендации по включению модуля по подготовке семьи к приему на воспитание детей с особенностями психофизического развития, с инвалидностью в программы обучающих курсов приемных родителей и родителей-воспитателей.
4 Положение о непрерывном профессиональном образовании руководящих работников и специалистов, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 01.09.2022 № 574 (пункт 38).
5 Приложение к постановлению Министерства образования Республики Беларусь от 12.01.2024 № 7 «О повышении квалификации и переподготовке педагогических и иных работников в учреждениях образования».
6 Этические правила, представленные в памятке, предлагались Е. Н. Алтынцевой, А. П. Лаврович, Н. Н. Ваккер и отражены в научно-методической литературе – пособии Социально-педагогическая поддержка замещающих семей : пособие для специалистов соц. пед. и психол. службы учреждений общ. сред. образования с белорус. и рус. яз.. обучения, соц.-пед. учреждений / Е. Н. Алтынцева, А. П. Лаврович, Н. Н. Ваккер. – Минск : Нац. ин-т образования, 2017. – 208 с.