РУС БЕЛ ENG

Методические рекомендации по созданию и сопровождению приемных и опекунских семей, детских домов семейного типа

УТВЕРЖДАЮ

Заместитель
Министра образования
Республики Беларусь
Е.А.Петруцкая
10.06.2024

Методические рекомендации по созданию и сопровождению приемных и опекунских семей, детских домов семейного типа

Общие положения

Настоящие методические рекомендации разработаны в соответствии с Кодексом Республики Беларусь о браке и семье (далее – КоБС), Кодексом Республики Беларусь об образовании (далее – Кодекс об образовании), Законом Республики Беларусь от 19 ноября 1993 г. № 2570-XII «О правах ребенка» (далее – Закон о правах ребенка), Законом Республики Беларусь от 21 декабря 2005 г. № 73-З «О гарантиях по социальной защите детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее – Закон о гарантиях), Положением об органах опеки и попечительства, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28 октября 1999 г. № 1676 (далее – Положение об органах опеки), Положением о порядке организации работы по установлению и осуществлению опеки (попечительства) над несовершеннолетними детьми, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 20 мая 2006 г. № 637 (далее – Положение о порядке установления опеки), Положением о приемной семье, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28 октября 1999 г. № 1678 (далее – Положение о приемной семье), Положением о детском доме семейного типа, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28 февраля 2006 № 289 (далее – Положение о ДДСТ), Положением о социально-педагогическом центре, утвержденным постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 27 ноября 2017 г. № 145 (далее – Положение о СПЦ), и определяют порядок работы структурных подразделений районных, городских исполнительных комитетов, администраций районов в городах, осуществляющих государственно-властные полномочия в сфере образования (далее – управления (отделы) образования), выполняющих функции органов опеки и попечительства, социально-педагогических центров (далее – СПЦ), учреждений образования по созданию и сопровождению опекунских, приемных семей, детских домов семейного типа (далее – ДДСТ), в целях обеспечения надлежащей защиты прав и законных интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее – дети-сироты).

Привлечение кандидатов в опекуны (попечители), приемные родители, родители-воспитатели

Управлениям (отделам) образования ежегодно на основании анализа годовых данных о выявлении детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, количестве восстановлений родителей в родительских правах необходимо прогнозировать потребность в кадрах приемных родителей, родителей-воспитателей ДДСТ. В ходе данной работы управление (отдел) образования:

определяет число новых приемных семей и ДДСТ исходя из возможности финансирования и потребности в устройстве детей;

анализирует возможность пополнения уже существующих приемных семей и ДДСТ.

Управление (отдел) образования совместно с районным (городским) СПЦ осуществляет деятельность по поиску кандидатов в опекуны, приемные родители, родители-воспитатели и размещению тематической социальной рекламы, доводит до сведения СПЦ информацию о численности приемных семей и ДДСТ, создание/пополнение которых запланировано в районе в следующем календарном году.

В процессе поиска потенциальных замещающих родителей1 для детей-сирот важно использовать следующие направления работы:

1. Изучение родственной сети ребенка и подбор кандидатов в замещающие родители.

2. Изучение возможностей уже действующих замещающих семей2, которые имеют опыт воспитания детей-сирот, к изменению существующей формы семейного устройства (созданию приемной семьи, ДДСТ).

3. Привлечение потенциальных замещающих родителей в процессе проведения социальных рекламных кампаний, акций по популяризации семейных форм устройства детей-сирот, направленных на:

формирование и закрепление положительного мнения о гражданах, принявших на воспитание детей-сирот;

распространение опыта замещающих семей по воспитанию детей-сирот;

ознакомление с широким спектром услуг по сопровождению семей.

Организацию социальных рекламных кампаний, акций по популяризации семейных форм устройства детей-сирот должны осуществлять не только управления (отделы) образования и уполномоченные СПЦ, но и детские интернатные учреждения. В масштабах области (города) рекламные кампании, акции организуются структурными подразделениями облисполкомов (Мингорисполкома), осуществляющими государственно-властные полномочия в сфере образования. Данная работа проводится с привлечением Белорусской Православной церкви и общественных организаций.

Эффективность рекламных кампаний повышается, если участие в них принимают сами замещающие родители, имеющие опыт воспитания детей-сирот.

Привлечение детей (с согласия законных представителей и детей, достигших 10-летнего возраста) к рекламной кампании позволяет сделать ее эмоционально окрашенной, яркой, запоминающейся. Успешные взрослые, которые в несовершеннолетнем возрасте воспитывались в замещающих семьях, также смогут привлечь внимание граждан к теме сиротства, будут способствовать формированию положительного образа детей сиротской категории, их достижения станут примером и стимулом для других детей и их замещающих родителей.

Управление (отдел) образования организует поиск и подбор кандидатов в опекуны (попечители), приемные родители, родители-воспитатели, предоставляет им информацию и перечень документов, необходимых для создания приемной семьи, ДДСТ.

Важно, чтобы потенциальные замещающие родители были осведомлены о существовании комплекса социальных услуг по сопровождению семей, которые будут оказываться в территориальных центрах социального обслуживания населения (далее – ТЦСОН), СПЦ, центрах коррекционно-развивающего обучения и реабилитации и других учреждениях.

СПЦ ежегодно включает в план работы мероприятия по информированию общественности о возможностях семейного устройства детей-сирот:

публикации и выступления в средствах массовой информации;

создание и распространение печатной рекламной продукции: листовок, буклетов, календарей; размещение социальной рекламы на транспорте;

работу с педагогической общественностью (информирование через педагогические советы учреждений образования, методические объединения специалистов), родительской общественностью, трудовыми коллективами организаций (организация выступлений на родительских собраниях и родительских конференциях в учреждениях образования; информирование трудовых коллективов организаций);

проведение мероприятий посредством интернет-технологий (наполнение сайта СПЦ, использование возможностей портала www.dadomu.by, республиканской газеты «Домой!»);

повышение престижа деятельности замещающих родителей, пропаганда семейных форм устройства детей-сирот через проведение педагогических конференций, праздников, конкурсов замещающих семей, выставок работ приемных детей и др.

Эффективной практикой по популяризации семейных форм устройства детей-сирот являются выходы специалистов управлений (отделов) образования, СПЦ на предприятия, проведение мероприятий в трудовых коллективах.

Подготовка кандидатов в усыновители, приемные родители, родители-воспитатели

СПЦ проводит психологическое обследование и обучение кандидатов в приемные родители, родители-воспитатели.

Обязательным является освоение программы обучающих курсов обоими супругами, желательным – подготовка взрослых членов семьи, проживающих совместно.

Образовательная программа обучающих курсов (далее – обучающие курсы) направлена на формирование знаний об условиях создания и функционирования ДДСТ/приемных семей, приобретение умений и навыков работы по удовлетворению основных жизненных потребностей воспитанников, подготовке их к самостоятельной жизни, организации социальной, медицинской, педагогической и психологической коррекции проблем воспитанников.

Обучающие курсы должны включать информацию о правах и обязанностях замещающих родителей, а также об особенностях воспитания детей разных возрастов в замещающих семьях. Замещающие родители должны быть готовы к возможным трудностям, связанным с адаптацией ребенка в замещающей семье, следовательно, целесообразно использовать в процессе обучения памятки и буклеты со стратегиями совладания со стрессом и стратегиями конструктивного разрешения конфликтных ситуаций в детско-родительских отношениях. В содержание обучающих курсов для замещающих родителей целесообразно включить следующие вопросы: стадии адаптации детей разных возрастов в замещающей семье, эффективные стратегии общения замещающих родителей с ребенком, регуляция эмоционального состояния в трудных жизненных ситуациях.

В случае, если кандидат в приемные родители, родители-воспитатели изъявляет желание принять на воспитание ребенка с ОПФР, инвалидностью, необходимо включить в курс подготовки кандидатов теоретические темы, отражающие вопросы обучения и воспитания детей с ОПФР3. Целесообразно (по предварительной договоренности) направить кандидатов на консультацию в районный центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации (далее – ЦКРОиР).

В случае подготовки кандидата в приемные родители, родители-воспитатели, к передаче конкретного ребенка, имеющего физические и/или психические нарушения, инвалидность, дополнительно включаются в подготовку практические блоки, ориентированные на усвоение индивидуальных особенностей, приемов ухода и воспитания ребенка определенной нозологической группы. Для реализации практического компонента обучения в рамках межведомственного взаимодействия привлекаются специалисты ТЦСОН, поликлиники и/или специалисты дома-интерната, имеющие представление об особенностях данного ребенка.

Сведения об обучении кандидатов в замещающие родители отражаются в акте, также могут быть отражены в результатах психологической диагностики.

Допускается освоение образовательной программы кандидатами в приемные родители, родители-воспитатели в СПЦ другого района (города) по предварительному письменному согласованию между управлениями (отделами) образования.

В процессе реализации образовательной программы обучающих курсов приемных родителей, родителей-воспитателей, а также в ходе повышения квалификации данных категорий работников особое внимание следует обращать на:

обучение их составлению и реализации плана развития приемной семьи, ДДСТ;

ознакомление их с правовым положением приемного родителя, родителя-воспитателя, регламентом пополнения замещающих семей новыми воспитанниками (с опорой на пункт 3 Положения о приемной семье, пункт 3 Положения о ДДСТ);

формирование представлений о деятельности приемного родителя, родителя-воспитателя по защите жилищных и имущественных прав воспитанников;

работу приемных родителей, родителей-воспитателей по формированию личной идентичности воспитанников (восстановление и укрепление связей детей с родителями и родственниками), реализации права детей на воспитание в постоянной семье (работа по возвращению детей на воспитание родителям, восстановившимся в родительских правах; передача детей под опеку родственникам; усыновление детей) на основе обеспечения преемственности привязанностей ребенка;

профилактику профессионального выгорания приемных родителей, родителей-воспитателей.

В процессе работы с гражданами особое внимание следует уделять актуальной возрастной и социально-педагогической характеристике детей, которые могут быть переданы в замещающую семью.

При передаче нового ребенка в уже действующую приемную семью, ДДСТ СПЦ с использованием ресурса межведомственного взаимодействия и привлечением компетентных специалистов могут быть проведены дополнительные информационные встречи с замещающими родителями для повышения уровня их осведомленности и компетентности в работе с детьми, имеющими ОПФР, инвалидность, нарушения поведения, опыт проживания в другой замещающей семье, а также детьми, пережившими травмирующие и кризисные ситуации и др.

СПЦ также обеспечивает подготовку ребенка, находящегося в детском социальном приюте СПЦ, к передаче на воспитание в приемную семью, ДДСТ, под опеку: организует психологическую, педагогическую диагностику, проводит оценку потребностей ребенка, в письменной форме доводит до сведения кандидатов информацию о потребностях ребенка и рекомендации о формах и методах воспитания, соответствующих особенностям личности ребенка, его истории жизни до передачи на семейные формы воспитания.

Заключению о возможности кандидата быть замещающим родителем должно предшествовать коллегиальное (специалист управления (отдела) образования, директор СПЦ (заместитель директора СПЦ), педагог-психолог СПЦ, специалист районного (городского) ЦКРОиР, иные специалисты) обсуждение имеющихся ресурсов и рисков в семье. Вывод о возможности граждан быть замещающими родителями делается коллегиально.

В случае, если кандидаты в опекуны (попечители), приемные родители, родители-воспитатели не располагают условиями, необходимыми для удовлетворения потребностей ребенка, до их сведения доводится обоснованный и аргументированный отказ.

Создание приемных семей, ДДСТ

На особом контроле управлений (отделов) образования должны находиться вопросы соблюдения требований законодательства при приеме на работу приемных родителей и родителей-воспитателей ДДСТ.

Приемные семьи, ДДСТ создаются на основании решений местных исполнительных и распорядительных органов как органов опеки и попечительства. Фактическое начало деятельности таких семей – дата принятия органом опеки и попечительства такого решения.

Необходимо обеспечить соблюдение требования абзаца седьмого части первой статьи 172 КоБС, конкретизированного в статье 271 Закона о правах ребенка, пункте 10 Положения о приемной семье, пункте 7 Положения о детском доме семейного типа, пункте 4 статьи 51 Кодекса об образовании.

До подготовки проекта решения органа опеки и попечительства о создании приемной семьи, ДДСТ и передаче ребенка (детей) на воспитание необходимо истребовать из органов внутренних дел:

в отношении кандидатов в приемные родители и проживающих совместно с ними совершеннолетних членов семьи – сведения из единого государственного банка данных о правонарушениях в объеме, указанном в абзаце седьмом части первой статьи 172 КоБС и части первой статьи 271 Закона о правах ребенка;

в отношении кандидатов в родители-воспитатели – сведения из единого государственного банка данных о правонарушениях в объеме, указанном в абзаце седьмом части первой статьи 172 КоБС и части первой статьи 271 Закона о правах ребенка.

При заключении трудовых договоров, договоров об условиях воспитания и содержания детей с приемными родителями, родителями-воспитателями управление (отдел) образования уже должно располагать сведениями об отсутствии судимости у указанных граждан.

В случае рассмотрения вопроса о создании ДДСТ в жилых помещениях, принадлежащих гражданам, управлениям (отделам) образования следует предпринять меры по разъяснению кандидатам в родители-воспитатели необходимости предоставления сведений из единого государственного банка данных о правонарушениях в отношении всех совершеннолетних членов их семьи, совместно с ними проживающих, либо рассмотреть возможность создания в данном жилом помещении приемной семьи, а в случае ее успешного функционирования на протяжении не менее года – ДДСТ.

Не состоящие в браке приемные родители, родители-воспитатели должны быть уведомлены управлениями (отделами) образования о том, что в случае заключения ими брака их супруги также будут выполнять обязанности опекуна (попечителя), в связи с чем в отношении них будет осуществлен сбор сведений в соответствии с законодательством. Управления (отделы) образования обязаны осуществлять контроль за своевременностью запроса данных сведений.

Целесообразно присутствие кандидатов в опекуны, приемные родители, родители-воспитатели ДДСТ на заседании горрайисполкома (администрация района в городе), на котором принимается решение о назначении опекуна (попечителя), создании приемной семьи, ДДСТ, передаче детей в приемную семью, ДДСТ.

В целях стимулирования оплаты труда приемных родителей, родителей-воспитателей может быть использовано заключение контрактов с родителями-воспитателями ДДСТ и приемными родителями при условии соблюдения требований законодательства о контрактах с учетом индивидуального подхода и анализом каждой конкретной ситуации: опыта и стажа работы, возраста родителя-воспитателя, приемного родителя, количества и возраста переданных им на воспитание детей.

При создании приемных семей и ДДСТ важно:

не допускать превышения числа детей-сирот, установленного законодательством, в ДДСТ и приемных семьях (общее число детей в ДДСТ, включая родных и усыновленных, не должно превышать 10 человек);

обеспечить число детей-сирот в приемных семьях и ДДСТ, где воспитываются дети с особенностями психофизического развития (далее – ОПФР) и дети-инвалиды, не более 2–3 и 7–8 соответственно.

Комплектование приемных семей, ДДСТ не должно производиться по фактически «свободным» местам. Необходимо принимать во внимание возраст замещающих родителей, наличие детей с ОПФР, с инвалидностью на воспитании в семье, травмирующие и кризисные ситуации в жизни детей до помещения на государственное обеспечение, компетенции приемных родителей, родителей-воспитателей, площади жилых помещений.

Передача других детей в приемную семью, ДДСТ возможна только в том случае, если процесс адаптации ранее принятых приемных детей проходит успешно, что подтверждается соответствующими заключениями управления (отдела) образования, СПЦ, учреждений образования по результатам контроля условий жизни и воспитания ребенка, анализа работы по сопровождению семьи.

Сопровождение приемных семей, ДДСТ

Управление (отдел) образования:

обеспечивает на уровне района координацию работы по сопровождению замещающих семей;

с учетом региональных особенностей, сложившейся практики работы, укомплектованности учреждений образования специалистами путем издания приказа уполномочивает и распределяет обязанности между СПЦ и учреждениями образования в части сопровождения и осуществления контроля за условиями воспитания, содержания, за удовлетворением основных жизненных потребностей воспитанников приемных семей, ДДСТ, получением ими образования, работой по подготовке их к самостоятельной жизни, определяет сроки мониторинга положения несовершеннолетних в приемных семьях, ДДСТ. Приказ разрабатывается в соответствии с Положением об органах опеки и попечительства, Положением о приемной семье, Положением о ДДСТ, Положением о СПЦ;

решает вопросы доукомплектования приемных семей, ДДСТ, определяет сроки и очередность передачи детей на воспитание;

обеспечивает контроль за соблюдением сроков разработки планов развития приемных семей, ДДСТ, предоставляет их на утверждение начальнику управления (отдела) образования;

ежегодно рассматривает итоги мониторинга, а также иные вопросы, связанные с функционированием опекунских, приемных семей, ДДСТ, положением детей в них, на заседаниях коллегиальных органов, совещаниях;

в соответствии с законодательством осуществляет ведение личных дел подопечных. Личные дела воспитанников приемных семей, ДДСТ хранятся 75 лет после достижения воспитанниками совершеннолетия;

оказывает помощь опекунам (попечителям), приемным родителям, родителям-воспитателям в решении вопросов защиты прав и законных интересов несовершеннолетних;

в целях реализации прав приемных родителей, родителей-воспитателей управление (отдел) образования:

организовывает отпускную кампанию приемных родителей, родителей-воспитателей, в т.ч. составление графика трудовых отпусков приемных родителей, родителей-воспитателей, принятие мер по устройству и оздоровлению воспитанников. Недопустимы случаи накапливания приемными родителями, родителями-воспитателями трудовых отпусков;

создает условия для участия приемных родителей (родителей-воспитателей) в профсоюзном движении;

направляет приемных родителей, родителей-воспитателей на повышение квалификации в порядке, установленном законодательством. Приемные родители, родители-воспитатели как педагогические работники проходят курсовое (не реже одного раза в пять лет4) и межкурсовое повышение квалификации на базе институтов развития образования5. При организации повышения квалификации приемных родителей, родителей-воспитателей может быть использована дистанционная форма обучения. Эффективна практика организации выездных повышений квалификации в регионах, где расположено несколько приемных семей, ДДСТ. Недопустимы случаи ненаправления приемных родителей, родителей-воспитателей на курсы повышения квалификации;

ежегодно запрашивает у приемных родителей, родителей-воспитателей медицинские справки об их состоянии здоровья и возможности выполнять обязанности приемного родителя, родителя-воспитателя;

ежегодно осуществляет анализ хранения и управления имуществом подопечных, контроль использования приемными родителями, родителями-воспитателями ежемесячных денежных выплат на содержание подопечных.

Приемные родители, родители-воспитатели, ведут учет прихода и расхода текущих поступлений, связанных с содержанием воспитанников. Отчеты о приходе и расходе текущих поступлений, связанных с содержанием воспитанников, по утвержденной в приложениях к Положению о приемной семье и Положению о ДДСТ форме согласно приложению 2 представляются родителями-воспитателями два раза в год в управление (отдел) образования и утверждаются его руководителем.

Контроль за управлением имуществом воспитанников, в том числе принадлежащими им на праве собственности жилыми помещениями, осуществляется управлением (отделом) образования в соответствии с Положением о порядке управления имуществом подопечных, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28 октября 1999 г. № 1677, и иными актами законодательства;

оценивает эффективность труда приемного родителя, родителя-воспитателя (критерии прилагаются (приложение 1) в целях решения вопросов поощрения их труда, продления трудовых отношений, а также договоров об условиях воспитания и содержания детей;

проводит разъяснительную работу с опекунами (попечителями), приемными родителями, родителями-воспитателями о порядке использования пенсий, по случаю потери кормильца и инвалидности, выплачиваемых несовершеннолетним.

Согласно части третьей статьи 85 Закона Республики Беларусь от 17 апреля 1992 г. № 1596-XII «О пенсионном обеспечении» пенсии по случаю потери кормильца детям-сиротам выплачиваются через банки на их лицевые счета, а лицам из числа детей-сирот – по их выбору через организации почтовой связи, банки, организации, осуществляющие деятельность по доставке пенсий.

В соответствии с частью второй пункта 4 Указа Президента Республики Беларусь от 9 августа 2007 г. № 378 «О некоторых вопросах обеспечения прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» причитающиеся ребенку пенсии, алименты и другие текущие поступления, связанные с его содержанием, перечисляются на банковский счет ребенка, открываемый опекуном (попечителем), лицом, на которое законодательством возложено выполнение обязанностей опекуна (попечителя), в порядке, определенном законодательством. Распоряжение этими средствами в интересах ребенка осуществляет его опекун (попечитель), лицо, на которое законодательством возложено выполнение обязанностей опекуна (попечителя).

В связи с принятием Закона Республики Беларусь от 13 декабря 2023 г. № 318-З «Об изменении законов по вопросам социального обслуживания и социальных выплат» с 1 июля 2024 г. вступают в силу изменения, внесенные в статьи 83 и 85 Закона Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении» (далее – Закон) в части порядка выплаты пенсий, в том числе детям-сиротам. Согласно новой редакции части третьей статьи 85 Закона пенсии по случаю потери кормильца указанной категории детей выплачиваются через банки на их лицевые счета.

Таким образом, с 1 июля 2024 г. при принятии решений относительно пенсионирования детей-сирот будет применяться правило о выплате сумм пенсии на лицевые счета детей в банках. В целях формирования единообразной правоприменительной практики Министерством труда и социальной защиты даны соответствующие разъяснения органам по труду, занятости и социальной защите. В отношении ранее назначенных пенсий, выплата которых в настоящее время осуществляется на счета в банках на имя опекунов (попечителей, приемных родителей, родителей-воспитателей), переход к выплате пенсий на счета, открытые на имя ребенка, будет осуществляться постепенно, по мере истечения срока действия заявления опекунов (попечителей, приемных родителей, родителей-воспитателей) о выплате пенсии через банк (максимальный срок действия такого заявления – 3 года). Аналогичный подход будет применяться для пенсий по инвалидности.

Несмотря на то, что в соответствии с пунктом 11 Положения о порядке управления имуществом подопечных, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28.10.1999 № 1677, опекуны (попечители) имеют право расходовать на содержание подопечного суммы, причитающиеся ему в качестве пенсий, пособий, алиментов, стипендий, заработка и других текущих поступлений, накопление денежных средств на счетах подопечных позволит направить данные средства на организацию быта после прекращения государственного обеспечения. В связи с этим рекомендуется использовать указанные средства только при наличии острой необходимости. В случае приобретения предметов домашней обстановки, хозяйственных принадлежностей, мобильных телефонов, компьютеров, иной техники и других предметов составляется опись имущества. После прекращения опеки (попечительства, нахождения ребенка-сироты на воспитании в приемной семье, ДДСТ) все предметы, согласно описи, должны быть переданы ребенку-сироте (лицу из числа детей-сирот).

Информация о размере начисляемой пенсии, состоянии счетов и банковских вкладов несовершеннолетних ежегодно должна приобщаться к личным делам детей-сирот;

принимает меры по защите воспитанников замещающих семей от насилия и жестокого обращения посредством проведения разъяснительной работы с опекунами (попечителями), приемными родителями, родителями-воспитателями, организации мероприятий по выявлению фактов насилия и жестокого обращения в отношении несовершеннолетних;

незамедлительно информирует органы внутренних дел и соответствующее структурное подразделение облисполкома (Мингорисполкома), осуществляющее государственно-властные полномочия в сфере образования, о ставших известными фактах насилия в отношении детей, переданных на воспитание в опекунские, приемные семьи, ДДСТ, фактах самовольных уходов детей из приемных семей, ДДСТ;

в течение 3 рабочих дней проводит служебные проверки о фактах гибели, насилия в отношении несовершеннолетних, переданных под опеку (попечение), на воспитание в приемные семьи, ДДСТ, о результатах письменно информирует соответствующее структурное подразделение облисполкома (Мингорисполкома), осуществляющее государственно-властные полномочия в сфере образования;

по окончании пребывания воспитанников под опекой (попечением), в приемной семье, ДДСТ выдает несовершеннолетним или их законным представителям по акту документы, указанные в пункте 35 Положение о порядке установления опеки, пункте 32 Положения о приемной семье, пункте 32 Положения о ДДСТ;

реализует иные полномочия согласно требованиям законодательства.

СПЦ:

оказывает консультативную помощь семьям, принявшим на воспитание детей-сирот по вопросам развития и воспитания детей, укреплению их здоровья и организации отдыха;

консультирует педагогических работников учреждений образования по вопросам организации оказания психологической и педагогической помощи и социально-педагогической поддержки семьям, принявшим на воспитание детей-сирот, создания необходимых условий для получения образования воспитанниками опекунских и приемных семей, ДДСТ и подготовки воспитанников к самостоятельной жизни;

по поручению управления (отдела) образования и в рамках плана защиты прав и законных интересов ребенка, нуждающегося в государственной защите, осуществляет контроль за условиями жизни и воспитания детей, переданных под опеку (попечительство), на воспитание в приемную семью, ДДСТ;

участвует в разработке плана развития приемной семьи, ДДСТ (далее – план развития).

План развития приемной семьи, ДДСТ (далее – план развития) (примерная форма в приложении 2) разрабатывается на 6 месяцев с учетом оценки потребностей несовершеннолетних, запросов приемных родителей, родителей-воспитателей и содержания организационной и методической работы с семьями, принявшими на воспитание детей.

План развития на очередной период разрабатывается на основе анализа работы, проведенной ранее в рамках сопровождения приемной семьи, ДДСТ.

Необходимо исключить формальный подход к составлению планов развития и наполнение их мероприятиями общего характера. В планы развития включаются индивидуально-ориентированные мероприятия, направленные на разрешение выявленной проблематики и реализацию потребностей каждого воспитанника с учетом ресурсов семьи, а также мероприятия для всей замещающей семьи, родителей-воспитателей, приемных родителей.

В разделе «Сроки выполнения» необходимо указывать конкретный месяц, неделю, дату либо период проведения мероприятия. Не рекомендуется использовать слова и словосочетания: «постоянно», «в случае обращения», «по запросам», «сентябрь–август», «в течение года», «по мере необходимости».

В разделе «Ответственные за выполнение мероприятий, социальные партнеры» необходимо указывать фамилию, инициалы и должность.

В разделе «Отметка о выполнении» необходимо указывать конкретную дату проведения мероприятия.

Все ответственные за реализацию мероприятий должны быть ознакомлены с планом развития под подпись.

Копия плана развития в обязательном порядке хранится у приемных родителей, родителей-воспитателей, в СПЦ, в учреждениях образования, в которых обучаются воспитанники замещающей семьи;

обеспечивает реализацию мероприятий плана развития в рамках своей компетенции и полномочий, возложенных управлением (отделом) образования, а также обеспечивает анализ, обобщение результатов реализации планов развития и оценку эффективности проведенных мероприятий.

Анализ эффективности реализации мероприятий плана развития проводится на основании отчетов специалистов всех учреждений образования, принимающих участие в его реализации, с учетом результатов психологической диагностики ребенка (детей), коррекционно-развивающей работы, бесед с приемными родителями, родителями-воспитателями. При анализе эффективности реализации мероприятий плана развития выделяются проблемные аспекты и, исходя из них, формулируются задачи на последующий период работы.

Анализ выполнения плана развития включает информацию о динамике состояния здоровья, успеваемости, занятости несовершеннолетних в свободное от учебы и каникулярное время, оздоровлении, взаимодействии со сверстниками, педагогами, законными представителями, изменениях в психоэмоциональном состоянии, а также психолого-педагогические характеристики, копии медицинских справок о состоянии здоровья, табели успеваемости воспитанников и др.

Положительной является практика анализа выполнения планов развития приемных семей, ДДСТ на психолого-педагогических консилиумах, в которых принимают участие специалисты СПЦ, учреждений образования и приемные родители, родители-воспитатели.

Целесообразно не реже одного раза в полугодие анализировать реализацию планов развития, иные вопросы сопровождения замещающих семей с рассмотрением на заседаниях педагогического совета СПЦ;

ежегодно проводит мониторинг положения детей в замещающих семьях. Результаты предоставляет в управление (отдел) образования;

осуществляет анализ деятельности специалистов учреждений образования по вопросам сопровождения приемных семей, ДДСТ в рамках инструктивно-методических выходов в учреждения образования;

реализует иные полномочия согласно требованиям законодательства.

Организации, осуществляющие научно-методическое обеспечение образования на районном (городском) уровне, осуществляют методическое сопровождение деятельности родителей-воспитателей, приемных родителей согласно части третьей пункта 4 Положения о приемной семье, части пятой пункта 39 Положения о ДДСТ.

Учреждения образования, в которых обучаются (воспитываются) дети, переданные на воспитание в приемные семьи, ДДСТ предоставляют приемным семьям, ДДСТ социально-педагогическую поддержку и психологическую помощь, участвуют в разработке и реализации планов развития приемных семей, ДДСТ.

Работа специалистов учреждения образования должна быть направлена на помощь замещающей семье: в изучении особенностей ребенка, его проблем, их актуализации; адаптации к новым условиям проживания и выстраивания отношений; планировании и осуществлении воспитательной работы; обеспечении защиты его прав и законных интересов; коррекции проблем психического и физического развития; развитии творческих способностей ребенка, интересов; в коррекции поведения и негативных состояний; недопущении конфликтов с одноклассниками, учителями; улучшении успеваемости, формировании адекватной мотивации к учебной деятельности и конструктивному общению; профессиональном самоопределении и подготовке к самостоятельной жизни.

В работе по сопровождению замещающих семей специалистам рекомендуется соблюдать этические правила взаимодействия специалистов образования с замещающей семьей6:

строить работу на взаимном доверии и уважении личности замещающего родителя, независимо от его возраста, социального статуса, пола, состава семьи и других социальных факторов;

способствовать укреплению и повышению авторитета замещающих родителей в глазах детей, не высказывать замечаний и несогласий с воспитательными стратегиями родителей при ребенке;

быть корректным и тактичным при проведении контрольных мероприятий и сборе информации;

в случае имеющихся проблем открыто обсуждать их с родителями и информировать их о возможности использования полученной информации против них.

Поддержка замещающей семьи, особенно в период адаптации ребенка к новым условиям воспитания в семье, связана с решением множества социальных, психологических и педагогических вопросов. Специалисты (педагог-психолог, педагог социальный и др. педагогические работники) информируют опекунов, приемных родителей, родителей-воспитателей об этапах адаптации вновь прибывших детей, о критериях и показателях дезадаптированности, типичных трудностях и проблемах, с которыми сталкиваются дети в период адаптации к новым условиям.

Как показывает практика, определенная часть детей, которые жизнеустроены в замещающие семьи, имеют негативный опыт воспитания в биологической семье.

Рекомендуемая тематика в рамках консультирования замещающих родителей: «Психологические травмы у детей и их последствия», «Возрастные особенности переживания утраты и горя у приемного ребенка, его симптоматика», «Стратегия и тактика помощи ребенку, переживающему горе в связи с потерей привычного окружения», «Роль семьи в реабилитации ребенка с травмами привязанности», «Понятие привязанности и ее роли в развитии личности» и др. Дополнительно необходимо реализовывать мероприятия по просвещению педагогического коллектива по теме особенностей обучения детей, перенесших травму.

Важным направлением в вопросах социально-педагогической поддержки семьи является обучение воспитанников навыкам самостоятельности, планирования бюджета, жизненным навыкам, организации отдыха.

Педагогам-психологам СПЦ, учреждений образования важно планировать и проводить работу не только в режиме консультирования по запросу замещающих родителей либо детей-сирот. Особое внимание необходимо уделять мероприятиям, направленным на качественную организацию адаптационного периода, коррекцию поведения, формирование социально приемлемых паттернов поведения детей, стабилизацию их эмоционально-волевой сферы, снижение уровня тревожности воспитанников и приемных родителей, родителей-воспитателей, создание психологически благоприятного климата в замещающей семье, обучение эффективным способам преодоления эмоциональных трудностей, выработку навыков конструктивной коммуникации.

Особую актуальность имеют вопросы организации занятости воспитанников замещающих семей. Учреждения дополнительного образования должны быть задействованы в работе с замещающими семьями, реализации мероприятий плана развития.

Работа по сопровождению не должна строиться только на формальном соблюдении сроков контроля, она должна включать комплекс мероприятий, направленных на успешную адаптацию детей-сирот и замещающих родителей, своевременное оказание им помощи, предоставление им трудовых отпусков для отдыха, реализацию мер по повышению их квалификации.

Усыновление (удочерение) ребенка из замещающей семьи

Усыновление (удочерение) – приоритетная форма устройства детей-сирот (статья 119 КоБС).

Дети, переданные на воспитание в приемную семью, ДДСТ, под опеку, юридически остаются подлежащими усыновлению, если приобрели статус по основаниям, указанным в статье 120 КоБС. При этом сведения о ребенке, находящемся под опекой, в приемной семье у его родственников, не направляются в учреждение «Национальный центр усыновления Министерства образования Республики Беларусь» (далее – НЦУ) и не включаются в республиканский банк данных об усыновлении (удочерении) детей-сирот.

Приемный родитель, родитель-воспитатель, опекун (далее – замещающий родитель) при приеме на работу и (или) передаче в семью ребенка-сироты должен быть проинформирован о перспективах усыновления своего воспитанника. Специалист управления (отдела) образования разъясняет, что, при наличии оснований согласно требованиям части 5 статьи 117 КоБС, он обязан заполнить на воспитанника замещающей семьи личную карточку ребенка, подлежащего усыновлению, и направить ее в НЦУ.

При передаче в неродственную семью ребенка, которому предоставлен статус оставшегося без попечения родителей на период временного отсутствия попечения родителей (родителя), в том числе признанного нуждающимся в государственной защите, органу опеки и попечительства целесообразно в письменной форме предупредить опекуна (попечителя, приемного родителя, родителя-воспитателя) о том, что в случае приобретения подопечным правового статуса ребенка, подлежащего усыновлению, сведения о нем (по форме ЛКР-У) будут в течение 7 дней направлены в НЦУ.

Согласно пункту 46 Положения о приемной семье, пункту 38 Положения о детском доме семейного типа, пункту 23 Положения об установлении опеки замещающие родители не имеют права препятствовать усыновлению воспитанников другими лицами, а родители-воспитатели обязаны принимать меры по передаче воспитанников ДДСТ на усыновление. Одной из таких мер является предоставление информации о воспитаннике, его успехах и динамике развития, фотографий и видеоматериалов о ребенке для размещения на республиканском информационном портале www.dadomu.by.

На основании указанных выше норм законодательства приемные родители, родители-воспитатели, опекуны также обязаны организовать общение ребенка с кандидатами в усыновители. Знакомство кандидатов в усыновители с воспитанником замещающей семьи с целью его усыновления организуется на основании направления, выданного НЦУ в порядке, установленном законодательством, по предварительной договоренности о времени и месте встречи. Направление для знакомства с ребенком действительно в течение 15 календарных дней.

При отказе кандидатов в усыновители от усыновления предложенного им ребенка факт отказа фиксируется в направлении для знакомства с ребенком и подтверждается руководителем управления (отдела) образования, на территории которого проживает ребенок.

НЦУ разработана брошюра «Усыновление ребенка из приемной семьи» (размещена на сайте НЦУ: https://nacedu.by/assets/files/usynovlenie-iz-priemnoj-semi.pdf) с рекомендациями специалистам органов опеки и попечительства, социально-педагогических учреждений, усыновителям, приемным родителям. Предложенный в рекомендациях алгоритм взаимодействия всех участников процесса усыновления ребенка из профессиональной замещающей семьи направлен на обеспечение наилучшего жизнеустройства ребенка на всех этапах перехода из одной семьи в другую.

При организации общения ребенка с кандидатами в усыновители целесообразно привлекать педагога-психолога СПЦ, который сопровождает семью. Его участие поможет раскрыть особенности и потребности конкретного ребенка.

В период знакомства кандидатов в усыновители с ребенком из замещающей семьи специалистам необходимо поддерживать контакт как с кандидатами в усыновители, так и с замещающими родителями. Целесообразно обязать замещающих родителей информировать специалиста управления (отдела) образования о развитии отношений между кандидатами в усыновители и ребенком, характере общения, его особенностях, в случае необходимости привлекать специалистов СПЦ с целью своевременного оказания помощи и принятия мер, способствующих принятию кандидатами в усыновители осознанного и взвешенного решения относительно усыновления конкретного ребенка.

Замещающие родители должны быть подготовлены к передаче своего воспитанника на усыновление. Для этого целесообразно рассматривать на методических объединениях приемных родителей, родителей-воспитателей вопросы о методах, приемах, возможностях обеспечения преемственности привязанности при передаче воспитанников замещающих семей на постоянные формы семейного жизнеустройства, транслировать опыт замещающих родителей по передаче воспитанников на усыновление.

Будущие изменения должны быть понятны и известны ребенку, предлагаемому для усыновления. Задача замещающего родителя демонстрировать спокойное, неконфликтное отношение к возможному переходу ребенка в другую семью. Специалистам СПЦ целесообразно обсудить с замещающим родителем наилучшие способы и средства подготовки ребенка к усыновлению.

Учитывая, что процесс усыновления воспитанника может вызвать глубокие эмоциональные переживания, замещающему родителю также потребуется определенная поддержка в этот период, которую может оказать специалист, сопровождающий семью.

Замещающие родители должны знать, что не имеют права распространять персональные данные кандидатов в усыновители, например, передавать биологическим родителям или родственникам своего воспитанника имена, номера мобильных телефонов. Специалисты управлений (отделов) образования обязаны своевременно проинформировать об этом замещающих родителей.

В соответствии с частью 4 статьи 125 КоБС при наличии нескольких лиц, желающих усыновить одного и того же ребенка, преимущественное право предоставляется родственникам ребенка при условии, что они в соответствии с законодательством могут принять на воспитание ребенка. Замещающие родители не имеют преимущественного права усыновления своих воспитанников.

Мониторинг положения несовершеннолетних в замещающих семьях

Мониторинг положения детей в замещающих семьях – это форма организации сбора, обработки, анализа, хранения и распространения информации об успешности жизнеустройства детей-сирот и соблюдении их законных прав и законных интересов.

Целесообразно ежегодно проводить мониторинг положения детей в замещающих семьях по отдельным вопросам: адаптация вновь прибывших воспитанников, детско-родительские отношения, взаимодействие в коллективе сверстников, динамика успеваемости воспитанников замещающих семей, занятость в свободное от учебных занятий время, состояние здоровья и оздоровление воспитанников и др.

Один раз в 2 года необходимо проводить комплексный мониторинг положения несовершеннолетних в приемных семьях, ДДСТ с последующим предоставлением информации в управление (отдел) образования для рассмотрения на заседаниях коллегиальных органов.

Для проведения мониторинга издается приказ начальника управления (отдела) образования, в котором указываются сроки проведения мониторинга, назначается рабочая группа, утверждается программа, определяется необходимый инструментарий, порядок предоставления результатов, распределяются обязанности между управлением (отделом) образования, социально-педагогическим центром, учреждениями образования, приказ о проведении мониторинга доводится до сведения руководителей учреждений образования, приемных родителей, родителей-воспитателей. Обязательными для изучения являются вопросы раннего выявления фактов насилия, жестокого обращения с несовершеннолетними, взаимоотношений в семье, детско-родительских отношений.

Результаты мониторинга должны быть проанализированы, по итогам выработаны рекомендации, направленные на совершенствование деятельности по обеспечению прав и законных интересов воспитанников приемных семей, ДДСТ.

Контроль за деятельностью опекунов (попечителей), приемных родителей, родителей-воспитателей ДДСТ

Управление (отдел) образования в соответствии с законодательством осуществляет контроль за деятельностью опекунов (попечителей), приемных родителей, родителей-воспитателей ДДСТ, в том числе:

рассматривает жалобы на действия опекунов (попечителей), приемных родителей, родителей-воспитателей ДДСТ;

осуществляет контроль за условиями воспитания, содержания и обеспечением получения ими образования, обеспечением их одеждой, обувью, мягким инвентарем и оборудованием, учебниками, учебными пособиями и принадлежностями, предметами личной гигиены, иными предметами первой необходимости, получением ими образования, подготовкой их к самостоятельной жизни, выполнением приемными родителями, родителями-воспитателями договоров об условиях воспитания и содержания детей, должностных обязанностей, обязанностей опекуна (попечителя), выполнением планов развития приемных семей, ДДСТ.

Формами контроля могут выступать:

беседы с педагогами (классными руководителями, учителями-предметниками, педагогами дополнительного образования, педагогами-психологами, педагогами социальными, медицинскими работниками);

беседы с приемными родителями, родителями-воспитателями, детьми, в том числе по телефону;

посещение приемной семьи, ДДСТ по месту жительства;

наблюдение педагога социального, педагога-психолога, классного руководителя, воспитателя учреждения образования за воспитанниками замещающих семей;

анкетирование приемных родителей, родителей-воспитателей, детей;

изучение классных журналов, дневников, табелей успеваемости, школьных тетрадей, психолого-педагогических характеристик, информации о занятости несовершеннолетних в свободное время, медицинской и иной документации несовершеннолетних.

По итогам посещения замещающих семей по месту жительства составляется акт обследования условий жизни и воспитания ребенка (детей), проживающего(их) в семье (далее – акт обследования), оригинал акта обследования хранится в управлении (отделе) образования, копия – в СПЦ.

Для первичного обследования условий жизни и воспитания детей-сирот может быть использована форма, утвержденная в приложении 9 к постановлению Министерства образования Республики Беларусь от 12.03.2007 № 20.

Для последующих обследований может использоваться свободная форма с включением информации о состоянии жилого помещения, обеспеченности ребенка предметами первой необходимости, наличием места для приготовления уроков, для сна и отдыха, состоянии здоровья несовершеннолетнего, оздоровлении, успеваемости, занятости во внеурочное и каникулярное время, увлечениях, взаимоотношениях между членами семьи, сотрудничестве семьи с учреждением образования, организации общения с биологическими родителями и родственниками; дополнительных сведений.

В каждом акте обследования дается оценка положения ребенка в семье опекуна (попечителя) и исполнения опекуном (попечителем) возложенных на него обязанностей.

Целесообразно ежегодно рассматривать на заседаниях коллегии управления (отдела) образования, совете управления (отдела) образования, совещаниях у начальника управления (отдела) образования вопросы по определенным направлениям деятельности замещающих семей с привлечением к участию в рассмотрении вопросов, касающихся функционирования замещающих семей, приемных родителей, родителей-воспитателей.

СПЦ в соответствии с приказом управления (отдела) образования проводят контрольные обследования условий жизни и воспитания детей, переданных под опеку (попечительство), на воспитание в приемную семью, ДДСТ.

Учреждения образования могут привлекаться управлением (отделом) образования к проведению обследования условий жизни и воспитания детей, переданных под опеку (попечительство), на воспитание в приемную семью, ДДСТ.

При поступлении информации о ненадлежащем исполнении опекуном (попечителем) возложенных на него обязанностей управление (отдел) образования проводит оценку безопасности нахождения ребенка в семье опекуна (попечителя) на момент посещения семьи, оценку риска неудовлетворения его основных жизненных потребностей при дальнейшем пребывании ребенка в семье опекуна (попечителя). При необходимости отстранения либо освобождения опекуна (попечителя) от возложенных на него обязанностей соответствующие предложения направляются для рассмотрения в орган опеки и попечительства.

Отстранение опекунов, попечителей в случае ненадлежащего выполнения ими своих обязанностей

На основании статьи 169 КоБС опекунами, попечителями детей-сирот, устроенных на воспитание в приемные семьи, ДДСТ, являются приемные родители, родители-воспитатели.

Согласно статье 168 КоБС в случае ненадлежащего выполнения опекуном или попечителем возложенных на него обязанностей, лишения опекуна, попечителя родительских прав либо признания их детей нуждающимися в государственной защите, а также совершения опекуном, попечителем умышленного преступления, установленного вступившим в законную силу приговором суда, орган опеки и попечительства отстраняет опекуна или попечителя от выполнения этих обязанностей.

Основания для отстранения опекунов, попечителей, в том числе приемных родителей, родителей-воспитателей (далее – опекуны, попечители), от выполнения их обязанностей можно условно разделить на две группы:

1) Когда отстранение от выполнения обязанностей инициируется органом опеки и попечительства в обязательном порядке на основании решения суда, органа опеки и попечительства либо иного уполномоченного на принятие решений государственного органа:

признание родных, усыновленных (удочеренных) детей опекуна нуждающимися в государственной защите;

лишение опекуна, попечителя родительских прав в отношении его родных детей;

совершение опекуном, попечителем умышленного преступления, установленного вступившим в законную силу приговором суда;

использование опекуном опеки в корыстных целях;

оставление подопечного без надзора и необходимой помощи;

ненадлежащее выполнение опекуном или попечителем возложенных на него обязанностей. В первую очередь, к данной группе будут относиться случаи злоупотребления опекунами, попечителями своими правами, отрицательного влияния на поведение детей, жестокого обращения с ними, применение недопустимых форм воспитания детей (изоляция, ограничение физической свободы, психологическое насилие).

В подобных ситуациях в первоочередном порядке органом опеки и попечительства должны быть приняты меры по обеспечению безопасности детей. До выяснения всех обстоятельств и решения вопроса о привлечении опекуна (попечителя) к установленной законом ответственности воспитанники замещающей семьи помещаются в детский социальных приют СПЦ по направлениям управлений (отделов) образования.

Согласно пункту 31 Положения об установлении опеки управлением (отделом) образования готовится и направляется в местный исполнительный и распорядительный орган представление, на основании которого им принимается решение об отстранении опекуна (попечителя) от возложенных на него обязанностей.

При использовании опекуном опеки в корыстных целях, а также в случае оставления подопечного без надзора и необходимой помощи орган опеки и попечительства обязан отстранить опекуна и передать прокурору необходимые материалы для решения вопроса о привлечении виновного лица к ответственности в установленном законом порядке.

2) Иные случаи ненадлежащего выполнения опекуном или попечителем возложенных на него обязанностей.

Ко второй группе относятся и основания, указанные в части 3 пункта 31 Положения об установлении опеки:

совершение подопечным попытки суицида,

если опекун, попечитель не обеспечивает раздельное проживание подопечного с его родителями (родителем), иными лицами, лишенными родительских прав, лицами, у которых дети отобраны без лишения родительских прав, лицами, больными хроническим алкоголизмом, наркоманией, токсикоманией, лицами, имеющими судимость за умышленные преступления, а также лицами, осуждавшимися за умышленные тяжкие или особо тяжкие преступления против человека, лицами, признанными судом недееспособными, ограниченно дееспособными.

Во всех указанных в пункте 2 случаях, а также при наличии информации о совершении опекуном (попечителем) противоправных деяний, но до поступления официального документа от правоохранительных органов, органу опеки и попечительства необходимо организовать служебную проверку в сроки до 15 рабочих дней. Проводится подробное разбирательство по каждому отдельному случаю.

В ходе служебной проверки необходимо:

создать комиссию по проведению служебной проверки в составе заместителя начальника управления (отдела) образования, директора СПЦ, руководителя (заместителя руководителя) учреждения (учреждений образования), где обучаются воспитанники замещающей семьи;

затребовать объяснения у опекуна, попечителя, педагогических и иных работников учреждений образования по месту обучения подопечных;

провести беседы с детьми, специалистами учреждений образования;

направить запросы в комиссию по делам несовершеннолетних, органы внутренних дел, иные организации, уполномоченные законодательством на защиту прав и законных интересов детей;

организовать необходимое взаимодействие с государственными органами, организациями, уполномоченными законодательством на защиту прав и законных интересов детей;

принять меры по обеспечению безопасности несовершеннолетних, в т.ч. путем помещения их в детский социальных приют СПЦ;

комиссионно дать оценку положению ребенка в замещающей семье, безопасности нахождения ребенка в семье опекуна (попечителя), оценить риски неудовлетворения его основных жизненных потребностей при дальнейшем пребывании ребенка в семье опекуна (попечителя), исполнению опекуном (попечителем) возложенных на него обязанностей, опыту его предыдущей работы.

Указанный порядок может применяться и в случаях, когда опекуном, попечителем совершены административные правонарушения в отношении воспитанника либо когда воспитанником замещающей семьи неоднократно совершаются противоправные деяния.

По результатам проведенной работы по выяснению ситуации управлением (отделом) образования в соответствии с пунктом 31 Положения об установлении опеки готовится и направляется в местный исполнительный и распорядительный орган представление, на основании которого им принимается решение об отстранении опекуна (попечителя) от возложенных на него обязанностей.

Во всех случаях угрозы жизни и здоровью детей орган опеки и попечительства должен незамедлительно принять меры по обеспечению безопасности детей, в т.ч. путем помещения их в детский социальных приют СПЦ с соблюдением норм Положения о СПЦ.

В случае выявления фактов сексуального насилия в отношении воспитанников замещающих семей работа по оказанию помощи детям должна быть организована в соответствии с Национальным механизмом оказания помощи несовершеннолетним, пострадавшим от сексуального насилия.

Данные методические рекомендации носят рекомендательный характер.

 

Приложение 1

Критерии оценки эффективности работы приемных родителей, родителей-воспитателей

Критерий оценки

Показатель

Используемые сведения, данные, методики, применяемые для оценки

Примечание

Условия проживания воспитанника

Принятие мер по своевременному обеспечению детей одеждой, обувью, мягким инвентарем и оборудованием, учебниками, учебными пособиями и принадлежностями, предметами личной гигиены, иными предметами первой необходимости. Поддержание специального жилого помещения ДДСТ, мебели, бытовой техники, оборудования в исправном состоянии, своевременное принятие мер по ремонту

Соответствие помещения, в котором проживает воспитанник, санитарно-гигиеническим нормам. Отсутствие нарушений требований пожарной безопасности, неисправности газового и электрооборудования. Наличие оборудованных мест для сна, занятий, игр и развития, хранения личных вещей, школьных принадлежностей

 

Обучение и развитие воспитанника

Наличие положительной динамики в развитии и становлении личности воспитанника

Организация обучения по программе, соответствующей уровню развития воспитанника, наличие положительной динамики. Осуществление контроля за успеваемостью воспитанника и посещаемостью им учреждения образования. Взаимодействие приемного родителя с учреждением образования: – посещение родительских собраний; – участие приемного родителя в школьных мероприятиях, поддержание связи с учреждением образования. Создание в семье развивающей среды (наличие детских книг, развивающих игр, игрушек, спортивного инвентаря по возрасту и интересам воспитанников). Поддержание и развитие интересов воспитанника, организация его внеурочной занятости: посещение им факультативных занятий, кружков, секций, музыкальных (художественных) студий (школ)

 

Восстановление и сохранение здоровья воспитанника

Наличие положительной динамики в состоянии здоровья воспитанника, своевременное обращение за медицинской помощью, выполнение рекомендаций медицинских работников

Организация оказания ребенку своевременной медицинской помощи (обращение за назначением лечения, приобретение лекарственных средств и др.). Выполнение рекомендаций медицинских работников по диагностике, лечению и (или) медицинской реабилитации ребенка (детей). Оздоровление ребенка в детских оздоровительных лагерях, учреждениях санаторного типа и др.

 

Адаптация воспитанника в семье

Отсутствие кризисных ситуаций в воспитательном процессе, долгосрочных неразрешенных конфликтов в семье, безопасность воспитанника

Знание потребностей и особенностей воспитанника и учет их во взаимодействии с ним. Позитивные и конструктивные взаимоотношения между всеми членами семьи. Стремление членов замещающей семьи проводить свободное время вместе, в домашнем кругу, беседовать на интересующие всех темы, вместе выполнять домашнюю работу

 

Социализация воспитанника

Сформированность образа жизни и традиций замещающей семьи. Степень готовности воспитанника самостоятельно жить в социуме. Отсутствие правонарушающего поведения несовершеннолетнего воспитанника, самовольных уходов. Поддержание контактов с выпускниками, патронатное воспитание в отношении выпускников

Участие воспитанника в мероприятиях (организация полезной занятости, участие воспитанников в общественной жизни, волонтерских движениях, благотворительных акциях и др.). Посещение детьми культурных, спортивных мероприятий, объектов культурного наследия, экспозиций, выставок, достопримечательностей и др. Сформированность у воспитанников ценностного отношения к жизни и здоровью. Профориентационная работа. Подготовка к поступлению в учреждения образования, реализующие образовательные программы профессионально-технического, среднего специального, высшего образования. Привитие воспитанникам обязанностей по дому (уборка постели, своей комнаты, помощь по хозяйству, труд в природе и т.д.). Планирование дальнейшего маршрута самостоятельной жизни

 

Связь с биологической семьей

Знание воспитанником своей истории (в соответствии с возрастом)

Организация общения воспитанника с братьями, сестрами, родителями в случае, когда это не противоречит его интересам, другими членами семьи. Ведение «Книги жизни» воспитанниками. Подготовка воспитанника к передаче в биологическую семью, семью родственников

 

Защита жилищных, имущественных прав воспитанника

Сохранность и реализация прав и личного имущества воспитанника в полном объеме

Оформление регистрации по месту жительства (месту пребывания). Постановка воспитанника на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий. Оформление наследства, сдача в наем жилья, находящегося в собственности ребенка и др. Контроль сохранности личного имущества воспитанника. Своевременное оформление пенсий, пособий

 

Учет расходования денежных выплат, пенсий, пособий

Рациональное использование в интересах воспитанника сумм, поступающих в качестве ежемесячных денежных выплат, пенсий, пособий, других текущих поступлений и др.

Своевременность, полнота и качество представления отчета о приходе и расходе текущих поступлений, связанных с содержанием приемных детей, выплачиваемых на их содержание, пенсий, денежных средств, полученных в ходе управления имуществом подопечного. Совершение покупок в соответствии с возрастом, потребностями, интересами воспитанника и др.

 

Профессиональное развитие замещающего родителя

Актуализация знаний, стремление к повышению квалификации, развитию новых компетенций, самообразованию

Своевременное повышение квалификации. Активное участие в заседаниях методического объединения приемных родителей (родителей-воспитателей). Участие в обучающих семинарах, вебинарах, круглых столах, конкурсах и др. Знание нормативных правовых актов, необходимых для осуществления должностных обязанностей. Самообразование. Профессиональное сотрудничество (обеспечение постоянного контакта со специалистами, выполнение рекомендаций). Умение использовать педагогические методы воспитания, принятие особенностей каждого воспитанника в семье, готовность оказать воспитаннику помощь и поддержку. Участие в составлении плана развития семьи. Качественное и своевременное выполнение плана развития приемной семьи/ДДСТ

 

Особые условия труда

Готовность принять на воспитание детей с ОПФР, с инвалидностью, детей в возрасте до 3 лет, воспитанников другой замещающей семьи

Выполнение обязанностей другого приемного родителя, родителя-воспитателя по воспитанию и содержанию воспитанника в период его трудового отпуска, больничного листа, командировки и др. Воспитание детей в возрасте до 3 лет, детей с ОПФР, детей с тяжелыми и (или) множественными нарушениями развития

 

Содействие в усыновлении (удочерении) воспитанника

Отсутствие препятствий в усыновлении воспитанника

Подготовка воспитанника к усыновлению (удочерению), взаимодействие с кандидатами в усыновители (удочерители)

 

Распространение опыта работы

Продвижение позитивного образа замещающего родительства

Участие в конкурсах, форумах, выставках и т.п. Публикации в газете «Домой!» и других профессиональных изданиях, выступления в СМИ

 

 

 

Приложение 2

СОГЛАСОВАНО

Директор

_____________________________________

УТВЕРЖДАЮ

Начальник

___________________________________

(наименование социально-педагогического центра)

(наименование управления (отдела) образования)

________________________ (И.О.Фамилия)

_____________________ (И.О.Фамилия)

«__» _______________ _____ г.

«__» _______________ _____ г.

План развития приемной семьи (детского дома семейного типа)

  1. Общие сведения о семье

Фамилия, собственное имя, отчество приемного родителя (родителя-воспитателя)
______________________________________________________________________________

Дата рождения, количество полных лет ___________________________________________

Трудовой договор/контракт (номер, дата заключения) _______________________________

Стаж работы в должности приемного родителя _____________________________________

Дополнительная информация (отметка о работе по совместительству, пенсионер и т.д.)
______________________________________________________________________________

Фамилия, собственное имя, отчество приемного родителя (родителя-воспитателя)
______________________________________________________________________________

Дата рождения, количество полных лет ___________________________________________

Трудовой договор/контракт (номер, дата заключения) _______________________________

Стаж работы в должности приемного родителя (родителя-воспитателя)
______________________________________________________________________________

Дополнительная информация (отметка о работе по совместительству, пенсионер и т.д.)
______________________________________________________________________________

Адрес места жительства приемной семьи (детского дома семейного типа)
______________________________________________________________________________

Количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, принятых на воспитание в приемную семью (детский дом семейного типа)
______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

2.Информация о близких родственниках, проживающих совместно (в том числе кровных несовершеннолетних детях, детях, над которыми установлена опека (попечительство), воспитывающихся в семье, достигших совершеннолетия, с указанием фамилии, собственного имени, отчества (если таковое имеется), даты рождения, вида занятий, адреса места жительства)

______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

3. Проблемное поле приемной семьи (детского дома семейного типа)

______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

 

Мероприятия

по оказанию помощи несовершеннолетнему,

воспитывающемуся в приемной семье (детском доме семейного типа)

 

Фамилия, собственное имя, отчество несовершеннолетнего __________________________

______________________________________________________________________________

Возраст, вид занятий (учащийся, воспитанник учреждения дошкольного образования,
не организован) __________________________________________________________________

Адрес места жительства __________________________________________________

Основание для помещения в приемную семью (детский дом семейного типа)
______________________________________________________________________________

Сроки реализации _____________________________________________________________

 

Вид помощи

Мероприятия

Сроки выполнения

Ответственные за оказание помощи (с указанием должности, места работы)

Отметка о выполнении

Организационно-методическая

Обеспечение своевременного повышения квалификации приемных родителей (родителей-воспитателей).

 

Специалист управления (отдела) образования

 

 

Совершенствование профессионального мастерства в межкурсовой период: Участие приемных родителей, родителей-воспитателей в заседаниях методического объединения, клуба приемных родителей, родителей-воспитателей.

 

Специалист социально-педагогического центра, приемные родители (родители-воспитатели)

 

 

Оформление подписки на газету «Домой»

 

Приемные родители (родители-воспитатели)

 

Социально-педагогическая

Контроль условий жизни и воспитания несовершеннолетнего в приемной семье (детском доме семейного типа): – посещения на дому, – беседы с приемными родителями (родителями-воспитателями), педагогами (в том числе и по телефону) и др., – изучение классных журналов, дневников, продуктов творческой деятельности и др., – анкетирование, тестирование и др. Организация обучения ребенка в соответствии с его возможностями, рекомендациями специалистов центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации. Организация дополнительных занятий по учебным предметам (указать, по каким предметам). Проведение мероприятий, направленных на адаптацию несовершеннолетнего в семье и школе (указать мероприятия). Создание условий для успешной социализации в обществе: развитие самостоятельности, формирование навыков общения в социуме, подготовка к самостоятельной жизни (указать мероприятия). Формирование у несовершеннолетнего позитивного опыта жизни в семье, представлений об особенностях поведения и функциях всех членов семьи (указать мероприятия). Организация полезной занятости в учебное, каникулярное время (посещение объединений по интересам и другие мероприятия). Проведение работы по профориентации несовершеннолетнего. Организация общения с братьями, сестрами, родителями, другими членами семьи, значимыми взрослыми. Контроль социальных связей несовершеннолетнего с целью предупреждения участия в деструктивных сообществах. Организация общения ребенка с кандидатами в усыновители, опекуны (попечители). Организация мероприятий, направленных на формирование навыков здорового образа жизни, безопасного поведения, конструктивного общения, трудовых навыков, морально-нравственных качеств, гражданско-патриотических чувств и др. (указать мероприятия). Организация мероприятий, направленных на повышение правовой культуры, профилактику противоправного поведения, зависимого поведения (указать мероприятия)

 

Специалист управления (отдела) образования; педагог-психолог (педагог социальный) социально-педагогического центра; педагог социальный, педагог-психолог, классный руководитель, учитель-дефектолог, воспитатель учреждения образования; приемный родитель (родитель-воспитатель) и др.

 

Психологическая

Психолого-педагогическая поддержка приемной семьи (указать мероприятия). Психологическое просвещение приемных родителей (родителей-воспитателей). Оказание консультативной помощи. Разработка для приемных родителей (родителей-воспитателей), педагогов рекомендаций, памяток, буклетов по адаптации несовершеннолетних, формированию благоприятного психологического микроклимата замещающей семьи, гармонизации детско-родительских отношений. Оказание помощи в преодолении межличностных и семейных конфликтов, оптимизации внутрисемейных отношений, коррекции детско-родительских отношений. Диагностика личностных особенностей (акцентуаций характера). Указать перечень используемых диагностик. Диагностика эмоциональной сферы (уровень тревожности, оценка суицидального риска, склонность к агрессивному поведению). Указать перечень используемых диагностик. Диагностика межличностных взаимоотношений в коллективе, приемной семье, детском доме семейного типа (в том числе выявление насилия). Указать перечень используемых диагностик. Диагностика профессиональных склонностей (указать перечень используемых диагностик). Реализация коррекционно-развивающих программ в зависимости от выявленных проблемных (указать коррекционно-развивающую программу, конкретные мероприятия из нее). Примеры направлений для коррекции: коррекция тревожности, страхов, агрессивности, коммуникативной, мотивационно-потребностной сферы, зависимого поведения и др. Психологическое просвещение ребенка (указать мероприятия). Профилактика зависимостей (игровая, употребление психоактивных веществ и др.) с учетом выявленных проблем и результатов диагностики (указать мероприятия). Привлечение ребенка к созданию «Книги жизни»

 

Педагог-психолог социально-педагогического центра, учреждения образования, приемный родитель (родитель-воспитатель) и др.

 

Медицинская

Консультирование по вопросам здорового образа жизни: организации рационального питания, режима дня, профилактических мероприятий в соответствии с состоянием здоровья и возрастом приемных детей. Прохождение ежегодного медицинского осмотра приемными родителями, родителями-воспитателями, детьми. Контроль за состоянием здоровья ребенка, оказанием необходимой медицинской помощи, выполнением рекомендаций по уходу за ребенком. Обеспечение своевременной помощи по медицинским показателям. Организация оздоровления в учебный период, каникулярное время. Предупреждение травматизма, консультирование родителей по оборудованию безопасных мест пребывания несовершеннолетнего

 

Специалисты учреждения образования, учреждения здравоохранения, приемный родитель (родитель-воспитатель)

 

Правовая

Разъяснение прав и обязанностей приемных родителей, родителей-воспитателей и членов их семей согласно действующему законодательству. Консультирование приемных родителей, родителей-воспитателей по возникшим вопросам правового характера. Предоставление трудового отпуска приемным родителям, родителям-воспитателям согласно действующему законодательству. Оформление и восстановление документов несовершеннолетнего. Регистрация ребенка по месту жительства (по месту пребывания). Обращение в интересах несовершеннолетнего в суд за защитой его прав и законных интересов. Обеспечение консультативной помощи приемному родителю (родителю-воспитателю) по различным аспектам защиты прав и законных интересов несовершеннолетнего. Оформление выплат (пенсия по инвалидности, по случаю потери кормильца) и др. Защита жилищных (сохранение права пользования жилым помещением, права собственности, в случае отсутствия жилого помещения права на его предоставление в установленном законом порядке) и имущественных прав детей (контроль за состоянием и пользованием имущества ребенка). Контроль за расходованием средств, выплачиваемых на содержание несовершеннолетнего, сохранностью имущества несовершеннолетнего, имущества приобретенного для приемной семьи (детского дома семейного типа)

 

Специалисты, бухгалтер управления (отдела) образования, приемный родитель (родитель-воспитатель)

 

Материальная

Перечисление денежных выплат на питание и содержание ребенка. Привлечение безвозмездной спонсорской помощи. Оказание материальной помощи. Оказание помощи в рамках проведения благотворительных акций «Наши дети», «Ангел в твоем сердце», «Соберем детей в школу» и др.

 

Приемный родитель (родитель-воспитатель), бухгалтер, специалисты учреждения образования

 

Иной вид помощи

Обеспечение предметами ухода за несовершеннолетними в возрасте до трех лет (при наличии ресурсной комнаты). Содействие в организации санаторно-курортного лечения и оздоровления приемных родителей, родителей-воспитателей в период трудового отпуска. Обеспечение жизнеустройства воспитанников приемной семьи, детского дома семейного типа в период трудового отпуска приемных родителей (родителей-воспитателей). Консультирование приемных родителей (родителей-воспитателей) по вопросам выполнения норм питания, организации занятости ребенка, содействие в разрешении проблемных вопросов, возникающих в приемной семье, детском доме семейного типа. Проведение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности жилого помещения. Организация оздоровления несовершеннолетнего. Сотрудничество с представителями общественных объединений и организаций, религиозных конфессий

 

Приемный родитель (родитель-воспитатель), специалист управления (отдела) образования, специалисты учреждения образования

 

 

Справочно:

Мероприятия разрабатываются индивидуально для каждого воспитанника приемной семьи (детского дома семейного типа) с учетом потребностей приемного ребенка (оценка потребностей ребенка проводится под каждый новый план развития приемной семьи, детского дома семейного типа); разрабатываются и утверждаются для вновь принятого на воспитание приемного ребенка как дополнение к плану развития приемной семьи, детского дома семейного типа.

Предложенный перечень мероприятий, которые могут быть включены в план развития приемной семьи (детского дома семейного типа), является примерным.

Основные потребности приемных родителей (родителей-воспитателей) определяются с учетом психолого-педагогической диагностики, потребностей несовершеннолетних, на основе изучения детско-родительских отношений, микроклимата в семье, воспитательных представлений и установок замещающих родителей, ресурсов приемных родителей (родителей-воспитателей) и др.

 

Подписи ответственных:

 

Должность служащего

________________ (И.О.Фамилия)

 

(подпись)

 

 

Приемный родитель (родитель-воспитатель)

________________ (И.О.Фамилия)

 

(подпись)

 

 

Приемный родитель (родитель-воспитатель)

________________ (И.О.Фамилия)

______________________________

1 Замещающие родители для целей данных методических рекомендаций – опекуны, приемные родители, родители-воспитатели.

2 Замещающая семья для целей данных методических рекомендаций – семья, принявшая на воспитание детей-сирот.

3 Методические рекомендации по включению модуля по подготовке семьи к приему на воспитание детей с особенностями психофизического развития, с инвалидностью в программы обучающих курсов приемных родителей и родителей-воспитателей.

4 Положение о непрерывном профессиональном образовании руководящих работников и специалистов, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 01.09.2022 № 574 (пункт 38).

5 Приложение к постановлению Министерства образования Республики Беларусь от 12.01.2024 № 7 «О повышении квалификации и переподготовке педагогических и иных работников в учреждениях образования».

6 Этические правила, представленные в памятке, предлагались Е. Н. Алтынцевой, А. П. Лаврович, Н. Н. Ваккер и отражены в научно-методической литературе – пособии Социально-педагогическая поддержка замещающих семей : пособие для специалистов соц. пед. и психол. службы учреждений общ. сред. образования с белорус. и рус. яз.. обучения, соц.-пед. учреждений / Е. Н. Алтынцева, А. П. Лаврович, Н. Н. Ваккер. – Минск : Нац. ин-т образования, 2017. – 208 с.

поделиться в: