РУС БЕЛ ENG

Профилактика киберпреступлений в молодёжной среде

12.10.2023

Профилактика киберпреступлений.

Количество пользователей сети интернет в Республике Беларусь и их сетевая активность в последние годы имеют устойчивую тенденцию роста.

Темпы проникновения информационных технологий и безналичных платежей во все сферы жизнедеятельности человека наряду с имеющей место беспечностью и неосмотрительностью определенной части пользователей являются предпосылкой возрастающего количества киберпреступлений.

С 2018 года на территории Гродненской области наблюдается отчетливая тенденция роста количества фактов совершения противоправных деяний в сети Интернет, которые выражаются, с одной стороны, во «взломе» и несанкционированном использовании учетных записей пользователей в социальных сетях, а с другой стороны – в совершении хищений с карт-счетов граждан путем использования компьютерной техники либо мошенничества. И в обоих случаях злоумышленники пользуются излишней доверчивостью и неосмотрительностью самих пользователей, а также их халатным подходом к обеспечению безопасного использования сети Интернет.

К примеру, сначала преступник получает несанкционированный доступ к средству связи с потенциальным потерпевшим, обычно это учетные записи в социальных сетях «ВКонтакте», «Одноклассники», электронные почтовые ящики, аккаунты в различных программах, предназначенных для обмена сообщениями и голосовых вызовов, например «Viber» и др. При этом такая беспечность со стороны пользователей может проявляться в:

  • попадании «на удочку» лиц, создавших «фишинговый» (имитирующий настоящий) сайт;
  • сообщение реквизитов банковских карт иным лицам, в том числе в ходе телефонного разговора с лицом, представляющимся банковским работником;
  • вводе логинов и паролей от своих учетных записей в соцсети или электронных почтовых ящиков на иных, не имеющих отношения к функционированию указанных сервисов, сайтах;
  • использовании идентичных реквизитов для авторизации на различных ресурсах;
  • использовании слишком легких паролей;
  • установке непроверенного программного обеспечения, предлагаемого на различных сайтах, в том числе, когда такие приложения требуют ввод платежных реквизитов, учетных данных электронной почты или аккаунта в соцсети;
  • отсутствии на устройствах средств, позволяющих блокировать работу вредоносных программ и др.

Получив реквизиты, злоумышленник заходит в учетную запись жертвы и осуществляет рассылку контактам владельца взломанной учетной записи сообщений мошеннического характера.

Следует констатировать, что фантазия преступников безгранична, вариантов формулировок таких просьб множество, приведем некоторые примеры таких сообщений:

  • «Привет, у тебя есть действующая банковская карточка? Мою заблокировали, а как раз сегодня мне должны перечислить деньги. Можно я дам реквизиты твоей карты, на нее придут деньги, потом переведешь мне, когда мою карту разблокируют. В долгу не останусь!»;
  • «Доброго времени суток! Какого банка у тебя карточка? Именно этого мне и нужна, чтобы избежать комиссии. Можешь дать реквизиты или сфотографировать? Там еще на обратной стороне три цифры есть. Тебе на телефон должен придти код, напиши сюда. Нет, не беспокойся, твои деньги никуда не денутся.»;
  • «Можешь дать логин и пароль от интернет-банкинга. В моем выдает какую-то ошибку, хочу проверить, есть ли в твоем такой баг. Платежей делать не буду, мы же друзья!»
  • «Привет, друг, я нахожусь в России, у меня украли кошелек и телефон. Срочно нужны деньги на билет домой. Отправь мне на карт-счет (мобильный номер телефона, кошелёк в электронных платежных системах Яндекс.Деньги, QIWI, WebMoney или других) определенную сумму. По приезду все верну»;
  • «Я помогаю в сборе средств для лечения моей дальней родственницы, у нее серьезная болезнь, нужно много денег. Перечисли, если есть возможность, хоть какую-то сумму на кошелек».
  • Далее преступнику остается ждать отклика от ничего не подозревающих собеседников и проявлять свои способности в риторике и убеждении.

    В случае, когда потерпевший отзывается на уловку преступника и, будучи обманутым, сам осуществляет перевод средств на предложенные реквизиты, в действиях злоумышленника усматривается состав преступления, предусмотренного статьей 209 Уголовного кодекса Республики Беларусь «Мошенничество».

    Когда имеет место предоставление потерпевшим платежных реквизитов и осуществление транзакций злоумышленником путем их ввода на различных сайтах, поддерживающих возможность совершения платежных операций, имеет место статья 212 «Хищение путем использования компьютерной техники». В данном случае под реквизитами карты необходимо понимать:

  •  16-значный номер карты, срок действия, имя владельца (эти данные указаны на лицевой стороне карты), обычно 3-значный CVC2/CVV2-код с обратной стороны карты, код подтверждения транзакции 3D-Secure (может задаваться пользователем либо формироваться процессинговым центром и направляться на мобильный номер владельца карты посредством SMS или push-уведомления);
  • логин и пароль доступа к системе дистанционного банковского обслуживания (интернет-
  • банкинга), а также код подтверждения доступа с карты кодов либо динамический код, направленный на мобильный номер владельца карты посредством SMS или push-уведомления.
  • Наличие у третьих лиц указанной выше информации позволяет им совершать расходные операции в сети Интернет, например перевод средств на другие карты, приобретение электронных денег, оплату товаров и услуг в пределах баланса карточки. В некоторых случаях доступ в интернет-банкинг позволяет распоряжаться депозитами клиента и оформлять заявки на получение кредитов.

    Учитывая изложенные выше факты, приведем некоторые рекомендации для пользователей сети интернет, которые могут снизить вероятность совершения в отношении них противоправных деяний:

  • никому не сообщайте реквизиты банковских карт (трехзначный номер, изображенный на оборотной стороне карты), коды подтверждения, полученные в виде SMS на телефон;
  • для выхода в сеть интернет используйте устройства, на которых установлено специальное программное обеспечение, предназначенное для борьбы с вредоносной активностью, своевременно обновляйте его;
  • используйте операционную систему с установленными обновлениями безопасности, актуальные версии другого программного обеспечения, скачанные из официальных магазинов приложений;
  • при использовании известных Вам сайтов, обращайте внимание на их внешний вид и адрес: возможно Вы зашли на поддельную его копию;
  • вводите личную информацию только на веб-сайтах, работающих с использованием защищенных протоколов (обычно в браузере рядом с адресом такого сайта отображается 
  • значок замка на зеленом фоне);
  • не используйте одинаковые логины и пароли на различных сайтах;
  • не используйте слишком легкие пароли, либо те, о которых можно легко догадаться (даты рождения, номера телефонов и т.д.), периодически изменяйте свои пароли;
  • по возможности используйте двухфакторную аутентификацию, когда кроме ввода логина и пароля необходимо вводить временный код, отправляемый обычно на мобильный телефон в виде SMS-сообщения либо push-уведомления;
  • остерегайтесь неожиданных или необычных электронных сообщений, даже если вам знаком отправитель, никогда не открывайте вложения и не переходите по ссылкам в таких сообщениях;
  • с осторожностью относитесь к письмам, в которых запрашиваются данные счетов (финансовые учреждения почти никогда не запрашивают финансовую информацию по электронной почте), никогда не отправляйте финансовую информацию по незащищенным интернет-каналам;
  • при поступлении сообщений от знакомых, содержащих побуждение к осуществлению финансовых транзакций либо передаче финансовых реквизитов, обязательно необходимо проверить данную информацию с использованием других каналов связи (личная встреча, телефонный звонок, мессенджер, поддерживающий голосовую связь), либо в крайнем случае идентифицируйте личность собеседника путем задачи контрольных вопросов, ответы на которые не могут быть известны третьим лицам;
  • не храните реквизиты карты в открытом доступе, в том числе в виде фотографий, не передавайте карту третьим лицам;
  • если Вы не используете банковскую платежную карточку для осуществления интернет-платежей, обратитесь в банк для установки соответствующих ограничений для карты;
  • используйте для платежей в сети интернет специализированные карточные продукты с отдельным счетом, обязательно подключите SMS-информирование о совершении расходных транзакций;
  • при осуществлении интернет-платежей по возможности используйте технологии обеспечения дополнительной безопасности платежей, такие как 3-D Secure для международных платежных систем Visa и MasterCard;
  • в случае получения информации о несанкционированном списании средств с карточки незамедлительно принимайте меры к ее блокировке путем обращения в службу поддержки банка по телефону либо через интернет-банкинг, а также обращайтесь в банк с целью инициирования процедуры опротестования мошеннических транзакций, а также рассмотрения возможности возврата денежных средств в соответствии с принципом нулевой ответственности.
  • К сожалению, дать рекомендации о поведении в каждом возможном случае нельзя, но в общем можно предложить пользователям в любой ситуации не терять бдительность и критическое отношение к происходящему в сети интернет.

    В случае совершения в отношении Вас противоправных деяний, рекомендуем Вам в кратчайшие сроки обратиться в органы внутренних дел по месту жительства либо обнаружения факта совершения преступления.

    Ваша бдительность убережет Вас и Ваших знакомых от противоправных посягательств со стороны третьих лиц!     

    Интернет глазами ребенка. Правила безопасности

    (информация к областному родительскому собранию)

    Реальность, в которой живут современные дети и подростки, несравнима с той, в которой воспитывались их родители.

    Скорость освоения новых технологий не имеет аналогов в прошлом. Дети все больше и больше времени проводят в Интернете, используя навыки, которым они быстро обучаются у своих сверстников: интерактивные средства для игры, общения, прослушивания музыки, размещения фотографий, написания блогов и поиска новых людей для общения в интерактивном режиме.

    Использование разнообразных информационных ресурсов оказывает значительное положительное воздействие на развитие детей – это увлекательно, это обучает и социализирует. Но не все понимают, что эти же средства могут представлять потенциальную угрозу в зависимости от того, как осуществляется их использование.

    Большинство взрослых мало знают о том, что делают их дети в Интернете и как они это делают. Далеко не каждый понимает, чего нужно остерегаться в безграничном цифровом пространстве Интернет. И для того, чтобы обезопасить ребенка необходимо понимать какие угрозы существуют и как их избежать в случае возникновения нестандартных ситуаций. 

    С какими угрозами могут столкнуться дети в сети Интернет?

    1. Электронные риски

    Электронные риски – это вероятность столкнуться с хищением личной информации и/или подвергнуться атаке вредоносных программ. Вредоносные программы — это вирусы («троянские кони», «черви», «боты»), программы слежки и т.д.

    Такие опасные файлы могут попадать на ваш компьютер посредством посещения сомнительных веб-сайтов и скачанных с них файлов, из электронной почты через полученный спам (нежелательные электронные письма, содержащие рекламные материалы), при помощи электронных носителей (CD, USB-флэш-накопитель), через беспрепятственный доступ к нежелательному контенту (содержание Интернет-страниц).

    Необходимо знать! Вплывающие предложения с текстом: «Установи это бесплатно» следует игнорировать и ни в коем случае не нажимать на стрелочки и кнопочки.

    2. Контентные риски.

    Информация нежелательного характера, которая несет в себе контентные риски, – это различные тексты, картинки, аудио, видеофайлы, ссылки на сторонние ресурсы, содержащие противозаконную, неэтичную и вредоносную информацию. Существует различные виды опасности для детей. 

  • Суицид-сайты, сайты-форумы потенциальных самоубийц. На данных сайтах можно встретить на первый взгляд «безобидные слоганы»: «Лучшие вещи в жизни с буквой «с» «Семья суббота секс суицид»; песни с содержанием «…мы ушли в открытый космос, в этом мире больше нечего ловить»; вопросы: «сколько унылых будней ты готов еще так просуществовать?»; картинки: рельсы, надвигающийся поезд с надписью «этот мир не для нас»; фото: дети на крышах с надписью «мы – дети мертвого поколения», которые так или иначе приводят к мысли о самоубийстве.
  • В «ВКонтакте» размещено множество групп, в чьих названиях присутствует слово «кит»: «Киты плывут вверх», «Космический кит», «Белый кит», «Китовой журнал», «Море китов», «Океан китов», «Летающий кит» и т.д. Данные группы также относятся к группам суицидального характера.

    Существует такое понятие как «выпиливание». Так на сленге, присущем именно этому контенту, говорят о суициде. Например, в закрытой группе F57 написано: «Люди. Го (go – ход, to go – идти.) выпиливаться. Осталось 38 дней из 50. Жду в л.с. (личное сообщение).

    Группа «Разбуди меня в 4:20» зазывала детей к «китам». Заходя в эту группу необходимо щелкнуть по ссылке «Темная сторона», прочитать пару-тройку «темных» постов и получить приглашение, только теперь уже заглянуть надо в группу под названием «В мертвых найках». И так дальше и дальше, пока ребенок не получит приглашение в закрытую группу. Там «мелкая формальность», она описана в объявлении: «ВНИМАНИЕ! " 

    Если вы хотите вступить в группу, то у вас должен быть указан возраст 18 и более лет, либо не указан вообще». И дальше следуют названия групп с такими правилами: #f57 #f58 #тихийдом #рина #няпока #киты #морекитов.

     Этот знак можно встретить во всех закрытых, да и во многих открытых группах, уделяющих много вопросов теме суицида. Этот же знак можно увидеть на стенах высоток, откуда падают несовершеннолетние, которые были вовлечены в «группы смерти». Если внимательно вглядеться, читается по горизонтали слово «оно».

    Есть объяснение в еще одной закрытой группе, которая, если смотреть с точки зрения функциональной, — самая фундаментальная в тематике суицидов. Это — «Тихий дом», в ней сказано: «Тихий дом 27 дек 2015. f56,57,58 — это не просто цифры, это даты смертей в библии, тихий дом — ад, и место хранения всех знаний, а море китов — море трупов».

  • Наркосайты. Интернет пестрит новостями о «пользе» употребления марихуаны, рецептами и советами изготовления наркотиков. В социальных сетях можно найти группы, которые продают наркотики и указывают места, где их можно купить, или найти, так называемые места «закладок». Пропагандируется табакокурение, употребление алкоголя. 
  • Сайты, разжигающие национальную рознь и расовое неприятие (экстремизм, национализм, фашизм).
  •  Сайты порнографической направленности.
  • Сайты, пропагандирующие экстремизм и насилие, содержащие прямые угрозы жизни и здоровью школьников от незнакомцев, предлагающих личные встречи, а также различные виды мошенничества.
  •          В социальной сети «ВКонтакте» существуют группы под таким названием как «Вписки», где незнакомые люди предлагают пообщаться, встретиться, у кого-либо в квартире и «весело провести время». Данные встречи, как правило, сопровождаются употреблением алкоголя, наркотиков, что в свою очередь, также приводит к негативным последствиям.

  • Секты (виртуальный собеседник может повлиять на мировоззрение подростка).
  • Перечисленный выше контент сложно отслеживать, он может скрываться под вполне безобидными названиями, однако его не сложно заблокировать в настройках браузера (функция «родительский контроль»), либо при помощи специальных программ.

     

    3. Коммуникационные риски или риски общения в сети Интернет

    Интернет – это среда для общения, где существует много инструментов, позволяющих организовать места для общения – социальные сети, блоги, чаты, форумы, списки рассылки и пр. Примерами коммуникационных рисков могут быть: 

  • Интернет-хулиганство, киберпреследование, киберзапугивание (кибербуллинг).Кибербуллинг – психологическое насилие в сети, информационное преследование со стороны сверстников, проявляющееся в виде издевательств, насмешек, запугиваний, прочих действий, которые негативно влияют на психическое состояние ребенка. Свободное владение необходимыми технологиями позволяет «агрессорам» создавать именные сайты оскорбительного содержания, распространять слухи, выкладывать фото или видеоматериалы, унижающие достоинство гонимого, или заниматься от его имени кибертерроризмом, что угрожает безопасности ребенка. У него создается ощущение безысходности, даже дома его не оставляет чувство тревоги, он впадает в депрессию. Информационная атака может привести к суициду.
  • Знакомства в Интернете и встречи с Интернет-незнакомцами.
  • Социологические опросы об информационной безопасности детей-подростков в Интернет-сети приводят следующие данные о контактах: родственники – 43 %; виртуальные друзья – 21%; незнакомые люди – 36%. Однако по большому счету виртуальные друзья – тоже незнакомцы. Таким образом, большую часть своего времени в сети дети уделяют общению с посторонними людьми, делятся своими переживаниями, секретами, планами. В таких ситуациях есть опасность разглашения ребенком личной информации о себе и своей семье. Каждое слово, каждая выложенная фотография, каждое действие в сети могут быть использованы против ребенка, и представляет собой благодатную почву для шантажа в будущем. Не говоря уже о том, что опубликованная информация может задеть и родителей. 

    Особенно опасным может стать установление дружеских отношений с ребенком с целью личной встречи (груминг), вступления с ним в сексуальные отношения, шантажа и эксплуатации. Обман детей возможен, так как при общении в интернете не всегда точно можно сказать, кто на самом деле является твоим собеседником. Кстати, часто этим приемом пользуются педофилы, которые общаются с детьми от лица другого «ребенка» и предлагают встретиться в реальной жизни.

  • Вредные игры.
  • Множество игр связано со сценами насилия, крови, психотропной атмосферой. В on-line игре используют голосовой или текстовой чат. Под видом миленькой ведьмы или смелого рыцаря может оказаться извращенец. О чем он может говорить с несовершеннолетним? Придуманный мир игры разнообразен, в нем можно многое себе позволить. В этом мире нет необходимости искать пути самореализации, легко общаться с противоположным полом, и главное, можно проживать жизнь снова и снова. Происходит полное погружение в виртуальный мир, реальная жизнь отходит на второй план и может возникнуть проблема игровой зависимости, которая являет собой форму сильной психологической привязанности к игре, в компьютерном варианте – вплоть до желания жить в виртуальном мире. Возвращение в реальный мир связано исключительно с удовлетворением естественных потребностей, общение с живыми людьми сведено к минимуму.

     

    4. Потребительские риски

    Сюда относится хищение персональной информации с целью кибермошенничества. Хищение конфиденциальных данных может привести к тому, что мошенник незаконно получает доступ и каким-либо образом использует личную информацию пользователя с целью получить материальную прибыль. 

    По информации пресс-службы Министерства внутренних дел Республики Беларусь в 2020 году зафиксировано 25,5 тысяч преступлений в сфере высоких технологий. Из них 23,5 тысячи – хищение денег с использованием компьютерной техники. Самое распространенное – когда звонят в мессенджерах (приложения для переписки) якобы из банка и под разными предлогами разузнают реквизиты, пин-код, трехзначный код на оборотной стороне карты. 

    Сваттинг – это новый для Беларуси вид преступления. Хулиганы-геймеры отправляют в экстренные службы ложное сообщение об опасности от имени другого игрока. Во-первых, ложные сообщения отвлекают от оказания помощи тем, кто в ней действительно нуждается. Во-вторых, такими «разводами» геймеры могут доставить большие неприятности с законом своим оппонентам. По всему миру милиция успешно устанавливает личности этих геймеров.

    Мошенники и способы их действия идут в ногу со временем. Неосведомленность и наивность детей делают их легкой добычей. Один из способов обмана – это «выигрыш». Сообщение о призе (автомобиль, компьютер, новый телефон и пр.). И для этого просто нужно сообщить данные электронной карты (родителей) и сообщить цифры, которые пришли в СМС на телефонный номер.

    Также среди киберпреступлений распространен фишинг – когда в соцсети сбрасывают вредоносную ссылку, по которой попадаешь на поддельный сайт и «засвечиваешь» все данные своей платежной карточки, после чего приходит сообщение о списании денег.

     

     

    Отказываться от благ информационных технологий бессмысленно, но бесконтрольный доступ детей к Интернету может привести к негативным последствиям, так как детская психика является уязвимой. 

    Какие есть особенности восприятия негативной информации детьми в зависимости от возраста?  

    Возраст от 0 до 6 лет:

    Современный малыш знакомится с телевизором и любыми другими мобильными устройствами в возрасте до 1 года. А все потому, что родителям становится намного удобнее покормить малыша, заняться любым делом именно в тот момент, когда ребенок цепляется взглядом на яркие картинки, сменяющие друг друга и доносящиеся из этих устройств. Постепенно игры, рисование, лепка уходят на самый последний план, уступая место компьютерным играм и мультфильмам.

    Но все ли взрослые после просмотра очередного мультипликационного фильма обсуждают с ребенком такие темы, как: о чем был этот мультик, какие персонажи в них добрые, а какие злые, правильно ли поступил главный герой? Нередко дети даже затрудняются определить пол героя, к какой группе он принадлежит (люди, животные, сказочные герои и пр.). Дети не воспринимают и не воспроизводят в игре только что просмотренный сюжет, который, в принципе, может остаться до конца так и не понятым, при этом особо понравившиеся мультики дошколята смотрят по 5, а то и по 15 раз. Единственное, что они после делают в своей игре, это по нескольку раз повторяют движения героев, их мимику и жесты, иногда добавляя их фирменные фразы и словечки. 

    Чрезмерное употребление мультфильмами и играми на компьютере приводит к тому, что ребенок становится пассивным в своей деятельности, у него должным образом не развивается воображение, фантазия. У него нет желания что-либо конструировать, творить, заниматься продуктивной творческой деятельностью только потому, что на экране уже давно все сделали за него, ничего больше делать нет необходимости.

    Еще один немаловажный момент: дети смотрят фильмы перед сном одни, родители приходят позже, когда надо выключать телевизор. Самым лучшим вариантом для семьи была бы та ситуация, где близкий человек читает сказку ребенку, во время чтения которой он (ребенок) успевает отследить сюжет, задает интересующие его вопросы, ему становится понятен стиль, язык сказки. Сказка способствует развитию воображения ребенка. А главное, значимый взрослый становится проводником для ребенка, знакомит его с миром Добра и Зла, помогает сориентироваться в ценностных ориентациях, морали. В связи с этим особо стоит отметить, что информация в любом ее виде должна заканчиваться торжеством Добра над Злом. Она должна быть не пугающей, не травмирующей, чтобы возрастные детские страхи не перешли в ранг паталогических, или невротических.

    Содержание любой информации должно строиться на учете того, что мировоззрение ребенка зависит от того, что он видит, слышит, ощущает в данный момент времени.

    Возраст от 6 до 11 лет 

    В жизнь ребенка постепенно входит иная информация (несчастные случаи, аварии, катастрофы, смерть, эпизодические изображения преступлений). Это нормально, ребенок помимо хорошей информации должен знать, что все в этом мире не так уже и безоблачно, что есть и плохие люди, и плохие поступки, что мир вертится не только вокруг него одного, не все подчинено его потребностям.

    Однако дети, осваивая планшетные устройства, очень часто и подолгу засиживаются в игры, где ведут драку с роботами, монстрами, ботами и т.п. Рост агрессии на лицо, ребенок живет с вымышленными кровожадными героями, у которых нет ни семьи, ни прошлого, ни будущего. Тебя могут «убить» несколько раз за день. Зачастую родители, приобретая такие игры или закачивая их из Интернета, даже не задумываются над тем, что они нарушают Закон об информационной безопасности детей.

    Грубые действия в играх, в информационной продукции сопутствуют появлению подобных же мыслей, чувств и поведения, у детей снижается чувствительность к насилию, кроме того постоянная стимуляция агрессивного поведения повышает уровень физиологического возбуждения. 

    Представим себе школьника, который смотрит неприемлемую для него информацию, что произойдет дальше? Он изучает и наблюдает сцены насилия, жестокости (при этом не особо понимает, не разбирается в сюжете), в память переходят основные яркие, особо запомнившиеся моменты. Итак, изо дня в день. К какому-то времени у него в памяти накапливается банк определенных жизненных ситуаций, которые он когда-то видел, но значение и смысл ему никто не объяснил и другого он не знает. Если у ребенка нет собственного опыта решения каких-то проблем по взаимодействию с другими и нет значимого взрослого рядом, то он начнет использовать именно тот сценарий, который отложился у него в памяти.

    Возраст от 11 до 16 лет.

    В подростковом возрасте самосознание человека находится в активной стадии формирования. Подростки ищут себя в этом мире и поэтому все время пробуют что-то новое. Интернет для них представляет собой совершенно уникальное пространство для личностного и социального самоопределения.

    В то же время высокий уровень активности, бесцельное блуждание по Интернет-ресурсам, нетрадиционная самопрезентация (использование агрессивных и шокирующих ников: Dark, Stella, Gothic Princess, I LOVE, ROCK, ИЗГОЙ, фотографий знаменитостей, героев аниме (японские мультики), фотографий обнаженного тела в качестве собственных образов) являются предпосылками для возникновения потенциальных угроз.

    Мобильный доступ к Интернету за пределами дома и школы открывает новые горизонты для общения и установления доверительных отношений между детьми и незнакомыми взрослыми. Как результат – установление случайных контактов с незнакомцами, вовлечение подростка в антисоциальные группы, возникновение различных конфликтных ситуаций, из которых трудно найти выход и др.   

    В этом возрасте особый эффект оказывает на детей и столкновение с любым видом информационной продукции порнографического характера. Эти материалы не только стимулируют и меняют подростковое представление о сексуальных отношениях, но и оказывают извращенное «образовательное» действие, служат в качестве модели и руководства к действию.

    Особую опасность представляет привлечение детей для создания Интернет-порнографии. Злоумышленники стараются заставить детей сниматься в непристойных фильмах, склоняют к сексу и даже похищают. Пострадавший ребенок чувствует себя виноватым, стыдится того, что его видеоролики, фотографии увидят другие, и из-за этого стыдится рассказывать о случившемся близким ему людям, замыкается в себе. Иногда ситуация может закончится трагически для ребенка.

    Возраст от 16 до 18 лет.

    К концу подросткового возраста и началу юношеского периода дети все чаще и чаще начинают задумываться над главным вопросом в их жизни: «Кто я?», появляется самоопределение.

    Именно поэтому этот возраст становится очень уязвимым и чувствительным к самоубийствам. Однако в информационном мире все больше и больше появляются Интернет-ресурсы, специально созданные для осуществления этого акта насилия.

    Интернет как мощное средство коммуникации молниеносно распространяет информацию о суицидах, существуют подробные инструкции, как это осуществить, что для этого необходимо, выложены фото жертв, подробное их описание (более подробно о данных группах описано выше). 

    На какие изменения в поведении своего ребенка следует обратить внимание?

    Психологические симптомы

  • ребенок больше, чем раньше проводит времени за компьютером, не может от него оторваться и переключиться на другую деятельность, предпочитает виртуальный мир семье и друзьям, отказывается от прогулок, походов магазин и т.д.;
  • в период работы за компьютером у ребенка хорошее самочувствие или состояние эйфории, в остальное время может наблюдаться снижение настроения;
  • при столкновении с любыми сложностями ребенок постоянно использует Интернет как средство от стресса, становится раздражительным и может проявлять агрессию по отношению к тем, кто не разрешает подключиться к Интернету, не находит себе другого занятия при его отсутствии, ради времяпровождения в Интернете обманывает членов семьи;
  • потерял интерес к тем занятиям, которые ранее считал интересными, допускает неисполнение своих основных обязанностей из-за чрезмерного нахождения в Сети (не посещает школу, кружки по интересам, не выполняет обязанности по дому);
  • у ребенка проявляется негативная реакция на звук сообщения или письмо в электронной почте. 

    Физические симптомы

  • покалывание, мурашки, онемение первого, второго, третьего пальцев рук, потом это неприятное ощущение причиняет неудобство даже по ночам;
  • сухость в глазах;
  • головные боли по типу мигрени;
  • жалобы на боли в спине;
  • нерегулярное питание, пропуск приемов пищи;
  • пренебрежение личной гигиеной;
  • расстройство сна, изменение режима сна (чаще всего ночью проводит время за компьютером, а днем спит).
  •  

     

    Личностные особенности:

  • высокая «социальную смелость» - ребенок говорит: «я все могу», «никто мне не смеет ничего указывать»;
  • расторможенность поведения, склонность к риску – ребенок может говорить «я все смогу», «никто не смеет мне указывать», «будет так, как я хочу»;
  • склонность к непостоянству, подверженность влиянию случая и обстоятельств, снижение соблюдения общепринятых норм и запретов в поведении и межличностных контактах;
  • ребенок, даже прикладывая усилия, не может достигнуть желаемого (в учебе и/или общении), из-за чего испытывает беспокойство и тревогу;
  • конфликтность представлений о себе (переход от высокого мнения о себе до обвинения себя во всех неудачах); неадекватное восприятие себя (независимо от возрастной группы). 

    Что делать, если вы поняли, что ваш ребенок испытывает подобные проблемы?

  • Прежде всего, ситуацию нужно признать. Отнестись к проблеме серьезно и без паники. У этого есть причины, их надо понять.
  • Если Вы в доверительных отношениях с ребенком, и он делится с вами чем-то личным, лучше поговорить откровенно. Подробно, без давления узнать его интересы, искренне поинтересоваться тем, что ему нравится, как и с кем он общается в Интернете, в социальных сетях. Если вы поняли, что ребенок является членом каких-либо деструктивных групп, желательно выстроить с ним прямой и открытый диалог и рассказать о сути данных групп. Пусть лучше он узнает это от Вас, чем от своих сверстников, и будет подготовлен к этой информации.
  • В разговоре 20 %  должно быть текста родителя и 80 % – текста ребенка, важно выслушать.
  • Разговор ни в коем случае не должен сводиться к нотациям родителя по поводу того, каков окружающий мир в целом и ребенок в частности, не должен строиться в агрессивной, или требовательной форме. Подросток может стесняться, закрываться, уходить от разговора. Во многом это может зависеть от степени вашей близости с ребёнком и формы диалога, которую вы выберете.
  • Если у вас возникает ощущение, что ребёнок обманывает, уходит от разговора, а у него на странице в социальных сетях присутствует определенная символика, свидетельствующая о том, что подросток может состоять, к примеру, в деструктивной группе группе, берите под пристальный контроль жизнь ребёнка. По возможности, соберите всю информацию о его жизни: о школе, друзьях, общении в социальных сетях, обдумайте, что происходит. При необходимости, обратитесь за помощью к педагогу-психологу либо социальному педагогу учреждения образования, в котором обучается ребенок. 

    Что делать, если ваш ребенок сам является инициатором кибербуллинга/мошенничества и т.п.

  • Четко назовите то, что происходит: «То, что ты делаешь — это насилие и приносит вред другим людям». Чаще всего дети не осознают, что происходит, для них все может выглядеть безобидной игрой или проявлением личной неприязни.
  • Попросите ребенка поставить себя на место жертвы, описывая конкретные действия: «Вот представь, тебе пишут угрозы и оскорбляют твоих родителей и друзей. Угрожают разослать твою личную информацию. Как ты себя будешь чувствовать?»
  • Обозначьте отношение к происходящему: «Это серьезная проблема. Нужно срочно принимать меры, тебе нужна помощь».
  • Можно посмотреть вместе фильм о травле («Чучело», «Повелитель мух»). Посочувствуйте переживаниям ребенка, который представил себя жертвой. Покажите пример того, как с этим обходиться — «да, это было бы тяжело».
  • Поддержите вашего ребенка в намерении измениться. Хвалите его за соблюдение установленных школьных правил поведения, скажите, что вы будете помогать ему изменить его поведение, и продумайте план мероприятий, которые будут этому способствовать.
  • Позитивно проводите с вашим ребенком время.
  • Контролируйте его поведение.
  • Помогайте развивать социальные навыки (дружбы, взаимопомощи, ответственного поведения). Ребенок особенно остро нуждается в вашей поддержке на этапе изменения. И очень важно быть для него примером для подражания. Поэтому необходимо учитывать то, чему ребенок может научиться у вас, как у родителя, с точки зрения анализа ваших собственных способов справиться с гневом и конфликтами в семье. 

    Как защитить детей от онлайн-рисков? Общие правила безопасности

  • Поговорите с Вашими детьми. Вы должны знать, какие сайты они посещают, с кем они общаются, что они любят смотреть и т.д.
  • Регулярно повышайте уровень компьютерной грамотности, чтобы знать, как обеспечить безопасность детей. Не отправляйте детей в «свободное плавание» по Интернету. Старайтесь активно участвовать в общении ребенка с Интернетом, особенно на этапе освоения. Ему необходимо научиться самостоятельно пользоваться Интернетом безопасным и ответственным образом, но в первую очередь с помощью родителей.
  • Установите правила для использования Интернета. Вы должны установить четкие и понятные правила, которые описывают расписание выхода в Интернет, максимальную продолжительность работы в Интернете, а также способ его использования. И убедитесь, что Ваши дети следуют этим правилам. Детям младшего школьного возраста — не более получаса, старшего школьного возраста — не более 2 часов в сутки на игры. Лишая ребенка желаемого количества времени в интернете, всегда предлагайте альтернативу. Его необходимо задействовать в каких-то мероприятиях (совместные настольные игры, прогулки, посещение театров, кинотеатров и т.д.).
  • Вы должны объяснить Вашим детям о том, что им нельзя предоставлять кому-либо в Интернете конфиденциальную информацию, такие данные, как свои имя, адрес или фотографии.
  • Научите своих детей быть осторожными. Зачастую в Интернете многие вещи выглядят не так, как они нам представляются. К примеру, с точки зрения ребенка, он общается с другом 12 лет, а на самом деле это может быть взрослый человек. Научите ребенка быть осторожным.
  • Если Ваш ребенок имеет аккаунт на одном из социальных сервисов (LiveJoumal, blogs.mail.ru, vk.me, instagram, twitter и т.п.), внимательно изучите, какую информацию помещают его участники в своих профилях и блогах, включая фотографии и видео. 
  • Проверьте, с какими другими сайтами связан социальный сервис Вашего ребенка. Странички Вашего ребенка могут быть безопасными, но могут и содержать ссылки на нежелательные и опасные сайты (например, сайт, на котором друг упоминает номер сотового телефона Вашего ребенка или Ваш домашний адрес). Научите ребенка внимательно относиться к скачиванию платной информации и получению платных услуг из Интернета, особенно путём отправки sms, – во избежание потери денег.
  • Поощряйте Ваших детей сообщать обо всем странном или отталкивающим и не слишком остро реагируйте, когда они это делают (из-за опасения потерять доступ к Интернету дети не говорят родителям о проблемах, а также могут начать использовать Интернет вне дома и школы). Объясните, что если ребенок столкнулся с негативом или насилием от другого пользователя Интернета, ему нужно сообщить об этом близким людям. Поясните и предоставьте ребенку список контактов близких родственников, к кому он может обратиться за помощью.
  • Сформируйте список полезных, интересных, безопасных ресурсов, которыми может пользоваться Ваш ребенок, и посоветуйте их использовать. Дети должны научиться отличать надежные источники информации от ненадежных, уметь проверять информацию, которую они находят в Интернете.
  • Научите детей уважать других пользователей Интернета. Разъясните детям, что при переходе в виртуальный мир нормы поведения нисколько не изменяются.
  • Будьте в курсе сетевой жизни Вашего ребенка. Интересуйтесь, кто его друзья в Интернете так же, как интересуетесь реальными друзьями. Настаивайте на том, чтобы ребенок никогда не встречался лично с друзьями из сети Интернет без предупреждения взрослых. 

    Если ситуация не находит решения Вы можете обратиться по телефону доверия 170 или в государственное учреждение образования «Гродненский областной социально-педагогический центр», расположенный по адресу: г. Гродно, ул. Горького, д. 79, или по телефону 55-70-31.

    Кроме того, ответы на вопросы, связанные с проблемой кибербуллинга, а также анонимную консультацию психолога можно получить на сайте http://kids.pomogut.by, созданном по инициативе Министерства внутренних дел Республики Беларусь, а также на детском правовом сайте https://mir.pravo.by.

    ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНА

     

    Нет ничего важнее для взрослых, чем  жизнь и здоровье наших  детей. Задача  номер один для всех органов и учреждений, которые работают с детьми - исключить любые факторы, угрожающие безопасности детей. Те же обязанности возложены и на родителей, которые должны обеспечить  безопасные условия пребывания детей, как в семье, так и за ее пределами. При этом только общими усилиями можно уберечь детей от опасностей, которые их подстерегают в современном мире.

    Важно не допустить вовлечения ребенка в противоправную деятельность. Не менее важно, своевременно предупредить  всякое посягательство иных лиц на жизнь и здоровье несовершеннолетнего, не способного в полной мере оценить реальные риски и угрозы. В этой связи должен быть бдительным родительский контроль за поведением детей и их времяпрепровождением. 

    В последнее время особое беспокойство вызывают факты  вовлечения несовершеннолетних в противоправную деятельность, связанную с участием в несанкционированных  массовых мероприятиях. Молодые люди поддаются на призывы, содержащиеся в социальных сетях, мессенджерах (Telegram и иных), и осознанно идут на совершение правонарушений. Такие мероприятия, как правило, сопровождаются нарушением общественного порядка, нередко – применением насилия, повреждением и уничтожением имущества.

    В прошлом году в области в несанкционированных массовых мероприятиях, иных протестных акциях зарегистрировано участие более 100 несовершеннолетних. К административной ответственности привлечены 29 несовершеннолетних, с остальными проведены профилактические мероприятия. 3 подростка стали фигурантами уголовных дел по фактам насилия в отношении  сотрудников милиции, а также порчи  служебного имущества.

    В этой связи полагаем необходимым акцентировать внимание родительской общественности на правовых последствиях противоправного поведения детей.

    С 1 марта 2021 года вступил в действие обновленный Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее – КоАП), которым усилена ответственность за ряд правонарушений, связанных с организацией и проведением массовых мероприятий. 

    Законом Республики Беларусь «О массовых мероприятиях в Республике Беларусь» четко определен порядок проведения собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования.  Несоблюдение установленных законодательством требований к их проведению повлечет административную ответственность по статье 24.23 КоАП, которая наступает с 16 лет.

    Максимальная санкция данной статьи предусматривает  для граждан штраф до 200 базовых величин, или административный арест, или общественные работы.

    В случае участия в несанкционированном массовом мероприятии несовершеннолетнего в возрасте до 16 лет к административной ответственности  в виде штрафа в размере до 10 базовых величин по части 1 статьи 10.3 КоАП могут быть привлечены его родители.

    Также следует обратить внимание на то, что административная ответственность родителей наступит и в случае пребывания ребенка в возрасте до 16 лет вне жилища в период с 23 до 6 часов без сопровождения взрослых (родителей, опекунов, попечителей либо иных совершеннолетних лиц, сопровождающих ребенка по поручению родителей). Размер  штрафа может составлять  до 2-х базовых величин.

    С 1 марта текущего года введена административная ответственность за вовлечение несовершеннолетнего в участие в собрании, митинге, уличном шествии, демонстрации, пикетировании, ином массовом мероприятии, проводимом с нарушением установленного порядка. Данное правонарушение в соответствии со статьей 19.4 КоАП влечет  наложение штрафа до тридцати базовых величин. 

    К административной ответственности по данной статье могут быть привлечены как иные взрослые лица, так и родители, вовлекающие своих детей в участие в незаконных мероприятиях. Подобные действия недопустимы, поскольку наносят ущерб нравственному здоровью детей, а также содержат риски причинения несовершеннолетним физического вреда.

    Повышенную общественную опасность представляют собой действия, направленные на блокирование улиц и дорог, препятствующие бесперебойной работе транспорта, а также движению пешеходов. Подобные действия мешают нормальной жизнедеятельности людей, грубо нарушают права других граждан, создают аварийную обстановку, а также затрудняют передвижение транспорта специального назначения.

    Статьей 18.1 КоАП за такие противоправные действия установлена административная ответственность в виде штрафа  в размере до 50 базовых величин. Водители, блокирующие транспортные коммуникации в месте проведения  массовых мероприятий, могут, помимо получения штрафа, лишиться также  права  управления транспортным средством на срок  от 1 года до 2 лет.

    В случае совершения умышленных действий, грубо нарушающих общественный порядок и выражающих явное неуважение к обществу, сопровождающихся применением насилия или угрозой его применения либо уничтожением или повреждением чужого имущества, наступит уголовная ответственность по статье 339 Уголовного кодекса Республики Беларусь (далее – УК). 

    В соответствии с законодательством Республики Беларусь обязанности по защите интересов общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств, обеспечению общественной безопасности возложены на органы внутренних дел, которые в рамках компетенции принимают меры по пресечению незаконных действий. 

    В этой связи следует отметить, что неповиновение законному распоряжению или требованию сотрудника милиции при исполнении им служебных полномочий влечет административную ответственность по статье 24.3 КоАП в виде штрафа в размере до 100 базовых величин, или общественные работы, или административный арест.

    Активное противодействие осуществлению сотрудником органов внутренних дел обязанностей по охране общественного порядка квалифицируется как преступление, предусмотренное статье 363 УК. Санкция части 1 данной статьи  предусматривает максимальное наказание в виде  лишения свободы на срок до 2 лет.

    Насильственные действия либо угроза их применения в отношении сотрудника органов внутренних дел в целях воспрепятствования его законной деятельности также влекут уголовную ответственность по статье 364 УК и наказываются вплоть до 6 лет лишения свободы.

    Особого внимания заслуживают вопросы соблюдения требований законодательства при использовании Интернет-ресурсов.

    Развитие сферы информационных технологий повлекло активное использование молодежью социальных сетей и мессенджеров. Интернет в большинстве случаев является для молодых людей основным источником получения информации, в том числе негативного характера.

    В этой связи определяющим фактором в формировании законопослушного поведения детей на просторах Интернет-пространства является их информированность о возможных последствиях противоправной деятельности, в том числе об ответственности за содеянное.

    С целью привлечения внимания к этой проблеме разъясняем, что за распространение в глобальной компьютерной сети Интернет информации, умышленно унижающей честь и достоинство граждан, выраженной в неприличной форме (оскорбление), наступает административная либо уголовная ответственность.

    Распространение в «глобальной паутине» заведомо ложных, порочащих другое лицо сведений (клевета) повлечет уголовную ответственность по статье 188 УК.

    Новым КоАП (статья 23.7) значительно расширена ответственность за нарушение законодательства о защите персональных данных.

    Ответственность наступает как за сбор, обработку, хранение или предоставление персональных данных физического лица (штраф в размере до 50 базовых величин), так и за умышленное незаконное распространение персональных данных физических лиц (штраф в размере до 200 базовых величин). Распространением информации являются действия, направленные на ознакомление, в том числе в сети Интернет, с персональными данными неопределенного круга лиц. 

    К персональным данным относятся, в числе иных, данные, позволяющие идентифицировать физическое  лицо (фамилия, собственное имя, отчество, дата рождения; место рождения; цифровой фотопортрет; данные о гражданстве, о регистрации по месту жительства, месту пребывания; данные о членах семьи).

    Отдельно следует остановиться на рисках, которые несет для детей негативная информация, получаемая из сети Интернет. В настоящее время ряд Telegram-каналов по решению суда признаны экстремистскими. Республиканский список информационных материалов, признанных экстремистскими, размещен на официальном сайте Министерства информации Республики Беларусь.

    Распространение информационной продукции, включенной в республиканский списокэкстремистских материалов, а равно изготовление, издание, хранение либо перевозка с целью распространения такой информационной продукции, влечет административную ответственность по статье 19.11 КоАП в виде штрафа в размере от 10 до 30 базовыхвеличин (общественные работы, административный арест) с конфискацией предмета административного правонарушения, а также орудий и средств совершения указанного нарушения.

    В этой связи распространение информации (пересылка иным лицам в социальных сетях, мессенджерах, иных Интернет-ресурсах), полученной из Telegram-каналов, признанных   в установленном порядке экстремистскими, хранение такой информации на любых носителях (в телефонах, компьютерах, флэш-картах и т.д.) с целью распространения, неизбежно повлечет   административную ответственность. 

    В завершение, хотелось бы еще раз акцентировать внимание родителей на важности  тесного психологического контакта с детьми, особенно в сложном подростковом возрасте. Первыми, кто должен увидеть проблемы ребенка, если они есть,  должны быть его родители. Нельзя отмахиваться от детей, ссылаясь на свою занятость. Нужно вникать в проблемы детей,  обращать внимание на изменения в их поведении, контролировать круг увлечений и общений, появление  личных денежных средств, происхождение которых Вас неизвестно. 

    Подберите удобную минутку и еще раз по-отечески без нравоучений и угроз разъясните своим деткам последствия совершения ими любых противоправных действий, влекущих вмешательство правоохранительных органов. Объясните им спокойно, что школьные годы, молодость, веселые компании – это очень интересно и здорово, но все это быстро заканчивается, наступает самостоятельная жизнь и период, когда приходится отвечать за совершенное когда-то в молодости.

    При этом не забывайте, что  и Вы в ответе за будущее своих детей и Ваше отношение с законом также может существенно повлиять на их дальнейшее жизненное  устройство.       Вы не знаете, как сложится судьба и профессиональная деятельность Ваших детей, но незаконопослушное поведение  родителей может стать преградой для воплощения в жизнь их  самих благих  желаний и стремлений.